Удобный момент

Текущий год стал сложным для всего металлоторгового рынка. Некоторые мелкие и средние компании прекратили свою деятельность, а продажи большинства крупных металлоторговцев сократились в 2-3 раза. Снижение объемов продаж коснулось и днепропетровского трейдера «Стальсервис». Но даже в таких условиях компания находит ресурсы для расширения бизнеса: именно 2009 год она посчитала приемлемым периодом для экспансии в другие регионы. О том, какие изменения произошли в работе предприятия, нам рассказал заместитель директора по сбыту ООО НПП «Стальсервис» Дмитрий Якименко.

МЕТАЛЛИКА: Дмитрий Юрьевич, какие существенные изменения на рынке складских продаж металлопроката произошли за последние 6-9 месяцев?
ДМИТРИЙ ЯКИМЕНКО: Ситуацию на вторичном рынке я оцениваю как крайне тяжелую. Основная тенденция – это снижение объемов продаж. В первом полугодии потребление металлопроката рынком Украины в целом, по моим оценкам, снизилось на 78%, потребление проката вторичным рынком – на 65%.

М: Как эти изменения отразились на работе компании «Стальсервис», на объеме и сортаменте продаж?
Д.Я.: Естественно, что объем продаж проката изменился в сторону снижения. Если в предыдущие годы ежемесячные остатки проката лишь на одном складе в Днепропетровске составляли около 7-8 тыс. т, то сейчас эта цифра на всех складах нашей компании, вместе взятых, едва ли превышает 5,5-6 тыс. т. Если же говорить о сортаменте, то в этом году он расширился за счет проката с покрытием и сварных труб. Ранее наша компания не занималась реализацией труб, теперь этот пробел восполнен.

М: Прокат с покрытием Вы импортируете?
Д.Я.: Да, нашими поставщиками являются US Steel Kosice, АрселорМиттал Темиртау (Казахстан), ArcelorMittal Galati (Румыния), Магнитогорский МК (Россия). Отмечу, что раньше мы закупали оцинкованный рулон исключительно для собственных нужд — производства оцинкованного гнутого профиля для монтажа гипсокартонных систем. Сейчас же мы довольно уверенно чувствуем себя в сегменте продаж оцинкованного проката и проката с полимерным покрытием и реализуем ежемесячно около 1000-1200 тонн «оцинковки» и 400-500 тонн «полимеров».

М: Какой еще сортамент металлопроката импортирует Ваша компания?
Д.Я.: Еще в прошлом году — начале этого года мы импортировали как арматуру, так и плоский прокат. Доля импортного листа в продажах при этом была больше доли проката отечественных производителей. Но после того, как украинские заводы снизили цены, мы отказались от закупки этих позиций за рубежом.

М: А девальвация гривны повлияла на импорт проката?
Д.Я.: Объем импортных поставок снизился, но дело тут не только в девальвации национальной валюты. В период, когда на внешних рынках хороший спрос, Украина, с ее относительно небольшим объемом потребления, не особо интересует зарубежных поставщиков. Тем более, что отпускные цены зарубежных производителей существенно превышают цены украинских заводов.

М: Как в текущем году изменился уровень конкуренции между трейдерами? Крупные торговые компании, аффилированные с производителями – это Ваши поставщики или конкуренты?
Д.Я.: Конкуренция, как таковая, абсолютно не изменилась. Другое дело, что и у нашей компании, и у наших конкурентов снизились объемы реализации. Но здесь стоит говорить не о конкуренции, а о снижении объемов потребления металлопроката рынком Украины в целом.

Что касается аффилированных компаний, то это и поставщики, и конкуренты в одном лице. Мы успешно сотрудничаем как с металлургическими предприятиями, так и с трейдерами, которые аффилированы с производителями. Мы, к примеру, приобретаем металлопрокат на МК «Азовсталь» и закупаем продукцию этого же комбината со склада компании «Метинвест-СМЦ». Также активно закупаем металлопрокат у компании «УГМК», которая, по сути, является сбытовой структурой для Алчевского МК и ДМК им. Дзержинского.

М: Насколько нам известно, «Стальсервис» именно в этом году начал развитие сетевого проекта?
Д.Я.: Планы по развитию региональной сети рассматривались и ранее, но вплотную к решению этого вопроса мы подошли только в 2009 году. Это связано с тем, что в предыдущие годы на фоне постоянно растущего рынка не было смысла «распылять» активы, поскольку был велик риск отдать своего клиента в Днепропетровске и не найти его в другом регионе. Вхождение в рынок – процесс долгий и довольно затратный с финансовой точки зрения. Сейчас же открытие филиала обходится в меньшую сумму, чем это обходилось бы год или два назад.

Мы изучали все регионы Украины с точки зрения потребления металлопроката и стальных труб и предпочтение отдавалось регионам с большой емкостью потребления. В итоге компания «Стальсервис» в текущем году открыла два филиала в Симферополе и Харькове. К концу осени планируем открыть филиал в Киеве.

В этом ряду исключением выглядит Симферополь, поскольку потребление крымским регионом черного проката достаточно низкое. Но здесь мы сделали упор на реализацию гнутого профиля и комплектующих собственного производства. Мы планируем продолжить расширение филиальной сети – на повестке дня Донецк и Одесса.

М: Каким образом (поглощение других участников рынка, открытие площадок с нуля) идет расширение сети?
Д.Я.: Для расширения филиальной сети мы используем собственные средства, делая упор на аренду готовых металлобаз. В этом случае финансовые вливания на первоначальном этапе минимальны. По сути, это затраты на аренду, офисную мебель и технику. Но в будущем мы не исключаем возможность покупки металлобаз или площадок под склад.

М: 1,5-2 года назад руководители металлоторговых компаний сетовали на то, что при развитии сетей они сталкиваются с дефицитом готовых площадок для покупки или аренды. Увеличилось ли сегодня предложение?
Д.Я.: Конечно увеличилось. К примеру, когда полтора года назад мы искали площадку в Киеве — на тот момент нам предложили единственный вариант. Сейчас у нас есть выбор из девяти металлобаз.

М: Уже начались процессы слияния среди участников украинского металлоторгового рынка. А в Вашу компанию поступали предложения от других металлотрейдеров о покупке их бизнеса или совместной работе?
Д.Я.: Подобные предложения поступали. Не скажу, что много, но они были. Мы пока еще не отказались ни от одного из них и находимся в стадии принятия решения. Для того, чтобы принять верное решение, необходимо время: нужно просчитать риски, взвесить все «за» и «против».

Я не стану называть компании, которые к нам обращались, так как это будет некорректно: когда небольшая компания делает подобные предложения более крупным игрокам рынка, это в некоторой степени может подорвать ее авторитет. Потребители или поставщики компании могут усомниться в платежеспособности или надежности своего партнера.

М: Вы упомянули о собственном производстве. Расскажите подробнее, почему «Стальсервис» решил заняться не только торговлей?
Д.Я.: Решили заняться потому, что на тот момент (2004 год) это направление выглядело очень привлекательным с экономической точки зрения. В 2003-2004 гг. оцинкованный профиль в основном завозился из-за рубежа по довольно высокой цене. В то же время, при условии собственного производства можно было предложить потребителю продукцию по конкурентным ценам и при этом получить прибыль для компании.

Сегодня мы является одним из лидирующих отечественных производителей оцинкованного профиля (CD, UD, UW, CW), а также полного спектра комплектующих деталей для крепления оцинкованных систем. Предприятие осуществляет полный цикл производства, начиная от роспуска рулона на штрипс и заканчивая прокатом со штамповкой.

В феврале 2009 года был дополнительно запущен универсальный гибочный станок с системой ЧПУ Robomac 206 (Франция), не имеющий аналогов в восточном регионе Украины. Производственные мощности предприятия на данный момент составляют порядка 1,5 млн. погонных метров оцинкованных профилей и порядка 5 млн. шт. комплектующих в месяц, продукцию нашего производства можно встретить во всех, без исключения, регионах Украины.

М: Какова ситуация с платежной дисциплиной со стороны потребителей металлопроката?
Д.Я.: На сегодняшний день наша компания старается не практиковать продажи с отсрочкой платежа, поскольку велик риск нарастить дебиторскую задолженность и не получить деньги за проданный металлопрокат. В этой связи практически все сделки совершаются на условиях 100% предоплаты. Конечно, бывают исключения: своим VIP-клиентам мы предоставляем отсрочку на два календарных дня. Критерии VIP-клиента для нас – это долгосрочные взаимоотношения между нашими предприятиями и своевременные оплаты за поставляемую продукцию в предшествующие периоды.

В предыдущие годы в роли основных наших клиентов выступали предприятия строительной отрасли, машиностроения и производители металлоконструкций. Сегодня же основные клиенты нашей компании – мелкие и средние металлобазы, а также представители частного сектора.

М: Что Вы ожидаете от рынка складской торговли металлопрокатом в ближайшие 6-12 месяцев? Возможно ли появление новых крупных игроков?
Д.Я.: Появление новых крупных игроков на рынке металлопроката практически нереально, слишком неподходящие условия сегодня для того, чтобы начать бизнес с нуля. Немногие могут рискнуть сегодня, сделав большие капиталовложения в новое для себя дело. Изменения могут произойти только в плане ухода с рынка некоторых мелких и средних металлоторговых компаний.

Артем Ильин

 

ООО НПП «Стальсервис»
Дата основания компании 1996 год
Количество филиалов 3
Количество персонала 114 человек
Годовой объем продаж металлопроката в 2008 году 40 тыс. т
Поддерживаемый запас продукции на площадках 6 тыс. т