Судостроительный прорыв

Украина имеет выгодное территориальное расположение: в центре Европы и на пересечении важнейших транспортных магистралей Европы и Востока. Оно удачно дополняется выходом к Черному и Азовскому морям. Столь уникальные «логистические преимущества» создают прекрасные условия за развития судостроения в нашей стране.

Судостроение само по себя является уникальной отраслью. Аккумулируя в своем конечном продукте достижения многих отраслей (машиностроения, приборостроения, металлургии) оно во многих отношениях стимулирует их развитие. Таким образом, развитие судостроения оказывает синергетический эффект на всю экономику. А если учесть численность занятых в отрасли и объем уплаченных налогов, то можно говорить о судостроении как одной из важнейших отраслей отечественной промышленности. Нас же интересует судостроение в качестве одной из основных металлопотребляющих отраслей. С перспективами выхода отрасли на полную мощность мы связываем и рост потребления металла «украинского происхождения» для постройки судов и вспомогательных агрегатов (навигационного, гидроакустического и радиолокационного оборудования).

На сегодняшний день судостроение Украины находится в упадке. В то же время отрасль обладает рядом уникальных предпосылок, сформированных еще во времена СССР, благодаря которым можно рассчитывать на ее быстрое восстановление.

  • Судостроительные заводы используют передовые технологические процессы сборки корпусов судов и монтажа судового комплектующего оборудования.
  • Имеющиеся доки, верфи и глубоководные каналы оснащены крановым оборудованием высокой грузоподъемности. Это позволяет производить суда самого широкого применения: от грузовых барж до исследовательских судов.
  • По ряду технологических процессов (сварочные работы, окраска судов) и качеству используемого сырья наши судостроители превосходят «корабелов» Восточной, Юго-восточной Азии и др., которые сегодня по праву считаются лидерами отрасли.

Благодаря этим уникальным предпосылкам Украина еще входит в число ведущих судостроительных государств Европы наряду с Германией, Италией, Румынией, Польшей, и др. В Украине сосредоточены мощности порядка 20 судостроительных предприятий, основными среди которых являются следующие:

Табл. 1. Основные судостроительные предприятия Украины

Основные судостроительные заводы Место расположения
ОАО «Судостроительный завод «Лиман» г. Николаев
ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» г. Николаев
ОАО «Судостроительный завод «Океан» г. Николаев
ОАО «Херсонский судостроительный завод» г. Херсон
ПО «Море» г. Феодосия
АХК «Черноморский судостроительный завод» г. Николаев
ОАО «Судостроительный завод «Залив» г. Керчь
ОАО «Севастопольский морской завод» г. Севастополь
ОАО «Завод «Ленинская кузница» г. Киев


Вместе с тем не все судостроительные заводы Украины обладают необходимой технологической базой и ценным персоналом. Постоянная нехватка оборотных средств и «драконовские» способы налогообложения не позволяют нашим судостроительным заводам выполнять заказы точно в срок. Кроме того, высокие таможенные пошлины и существующий режим налогообложения импорта комплектующих делают невыгодным создание в Украине производств полного (завершенного) технологического цикла. По этой причине многие заказчики (в первую очередь иностранные) предпочитают заказывать у нас только корпуса судов. Сам же монтаж дополнительного оборудования и оснастки лучше производить за границей. В конечном счете отрасль уже который год демонстрирует предельно низкий уровень основных показателей.

Табл. 2. Показатели производства судостроения Украины за 2008-2010 гг.

Показатели 2008 год 2009 год 2010 год
Объем реализованной продукции, $ млн 139,3 238,2 187,0
Количество построенных судов 19 30 27
В том числе судов для иностранных заказчиков 11 19 8


Приведенные показатели отражают динамику развития отрасли в целом. Основные показатели производства приходятся на три завода:

  • Завод «Залив» обеспечивает до 30 % объемов судостроения;
  • «Херсонский судостроительный завод» — до 25 %;
  • Завод «Океан» — до 20 %.

Из таблицы 2 мы видим, что в 2009 году отрасль показала внушительный рост (71 % по отношению к предыдущему году), что не совсем соответствует действительности. Дело в том, что в судостроении цикл производства (начиная с получения заказа и заканчивая изготовлением готового судна) может длиться несколько лет, и в показатели 2009 года были заложены доходы от выполнения заказов, полученных еще в докризисный период. Тогда в мире наблюдался бум на строительство судов, и многие верфи были загружены выше предела свои производственных мощностей. На этом фоне и нашим судостроителям перепала часть заказов, которые в основной своей массе были закончены в 2009-2010 гг. Объемы 2010 года ($184 млн) также не стоит воспринимать с излишним оптимизмом. В судовом машиностроении за рассматриваемый период существенные объемы пришлись на николаевское предприятие «Зоря — Машпроект», и связаны они с выполнением масштабного иранского контракта по строительству газоперекачивающих турбин.

Дальнейшие перспективы развития судостроения в Украине напрямую зависят от государственной поддержки. В зарубежной практике государственная помощь судостроителям весьма разнообразна и существенна (в денежном эквиваленте). Среди основных стимулирующих мер за рубежом распространены такие, как дотации судостроительным компаниям, льготное лицензирование и налогообложение доходов судостроителей, государственные заказы судостроителям. С начала 2011 года в Украине также внедрен ряд мер, которые призваны не только поддержать на плаву некоторые судостроительные предприятия, но и обеспечить рост основных производственных показателей отрасли в ближайшие годы. К ним стоит отнести следующие:

  • Освобождение на 10 лет (с 1 января 2011 года) от налогообложения прибыли, полученной в рамках основной деятельности судостроительных предприятий (статья 17 переходных положений Налогового кодекса).
  • Создание льготного режима по налогообложению операций импорта предприятиями отечественной судостроительной отрасли оборудования, оснастки и комплектующих, которые не производятся на территории Украины, и использованию их в рамках основной производственной деятельности. Суть льготного режима состоит в том, что при импорте всех данных комплектующих судостроительное предприятие эмитирует налоговый вексель, который подлежит погашению в момент завершения строительства судна, для которого и ввозилось вышеуказанное оборудование. Напомним, что ранее операции по импорту подобного оборудования подлежали налогообложению в полном объеме при импорте, что существенно уменьшало оборотный капитал судостроителей и делало малопривлекательным производство судов с полной технической оснасткой.
  • Создание льготного режима по налогообложению земли. До 1 января 2016 года (подраздел 6 переходных положений Налогового кодекса) предприятия судостроительной отрасли освобождаются от платы налога на землю.
  • Создание благоприятного режима по возмещению налога на добавочную стоимость. Согласно новому налоговому кодексу, предприятия отрасли получают возмещение налога в период, следующий за отчетным (то есть тем, в котором возникло отрицательного сальдо по налогу).
  • Формирование государственного заказа на постройку военных судов в рамках программы «Украинский корвет». Указанной программой предусмотрено строительство 16 корветов до 2016 года (на украинских судостроительных заводах). В рамках реализации программы предполагается обеспечить государственное финансирование в объеме 16 млрд грн, из которых в 2012 году предполагается освоить около 780 млн грн.
  • Введение механизмов уменьшения процентной ставки по кредитам для судостроителей. Сейчас кораблестроители вынуждены привлекать кредиты под 20-23 %, и большая часть из них является краткосрочной (до 1 года). Для нормального функционирования отрасли необходимо обеспечить ставки на уровне 12-14 % и сделать кредиты для судостроительной отрасли долгосрочными.

По прогнозам Министерства экономического развития Украины, эти стимулирующие меры позволят увеличить объемы производства на 35 %. По предварительным оценкам, судостроители смогут ежегодно строить не менее 30 судов и осуществлять текущий ремонт еще около 100. По нашему мнению, обозначенные меры (прежде всего, льготный режим налогообложения) призваны стимулировать в первую очередь экспортный потенциал отрасли. Это позволит сделать «прорыв» как в судостроении, так и в смежных отраслях. Заказы на листовой прокат и специальные марки сталей для судостроения вырастут, что окажет положительной эффект на торговлю металлом и металлургию в целом.

В то же время указанных мер явно недостаточно для активного роста внутренних заказов. Сегодня около 40 % заказов судостроители выполняют для потребностей внутреннего заказчика. Коммерческий флот и военный флот Украины находятся в плачевном состоянии (по большинству судов уровень износа превышает 80 %, а их возможности по осуществлению длительных морских рейдов крайне ограничены). В продукцию судостроения заинтересованы:

  • Аграрный сектор. Рост производства в агропромышленном комплексе вынуждает создавать дополнительные логистические мощности по транспортировке продукции от мест производства к терминалам по переработке или временному хранению.
  • Транспортники. С восстановлением экономики грузооборот портовых терминалов и морских грузоперевозок вырос. Для поддержания объемов перевозки грузов заказчикам необходимо приобретать дополнительные суда.
  • Рыболовная промышленность. Степень износа и технические возможности наших рыболоведческих судов не позволяют осуществлять вылов рыбы в нейтральных водах. По этой причине мы практически полностью зависимы от импортных поставок на внутренний рынок рыбы и морепродуктов.

Для стимулирования спроса на суда в этих отраслях необходимо следующее:

  • Обеспечить оптимальные условия кредитования заказчиков при приобретении судов. Под оптимальными условиями мы понимаем низкие ставки (до 12 % годовых в гривне) и длительные сроки (от 5 до 10 лет с освобождением от уплаты процентов в первые годы эксплуатации судов). В этом вопросе не обойтись без создания благоприятных условий рефинансирования кредитов, выданных заказчикам, и ограничения маржи коммерческого банка (в 1-2 % от ставки рефинансирования).
  • В дополнение к льготному кредитованию необходимо развивать программы по передаче вновь построенных судов заказчикам на условиях лизинга. К примеру, в соседней России, «Объединенная судостроительная компания» (ведущая российская судостроительная компания) выступает координатором программы предоставления судов в лизинг (на 10 лет по льготным условиям). В Украине передача судов в лизинг практически не распространена, что также сдерживает строительство судов для внутреннего рынка.
  • Создание механизмов по льготному налогообложению компаний, приобретающих суда отечественного производства. К таковым, например, можно отнести ускоренные методы амортизации судов при налогообложении прибыли компаний. Это позволит внутренним заказчикам рассматривать приобретение судна как выгодную инвестицию.

Перспективы развития судостроения в Украине есть, особенно с введением дополнительных стимулирующих мер. Это, безусловно, окажет положительное влияние и на торговлю металлом (для нужд судостроения). Но быть уверенными в том, что весь металл, используемый для строительства судов, будет на 100 % отечественного производства, не стоит. Нашим металлургам следует и дальше реализовывать планы по модернизации отрасли в направлении выпуска продукции более высокого качества и уровня передела. Только так, в связке, судостроение и металлургия могут добиться желаемых конкурентных преимуществ на внешних рынках.

Дмитрий Ткалич

Комментарии

Fastidious answer back in

Fastidious answer back in return of this query with firm arguments and explaining all on the topic of that. Also visit my blog there quest bars (t.co)

Attractive component to

Attractive component to content. I simply stumbled upon your site and in accession capital to assert that I get actually enjoyed account your weblog posts. Anyway I will be subscribing in your feeds or even I fulfillment you get entry to constantly rapidly. Feel free to surf to my page; scoliosis surgery it

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
Image CAPTCHA
Введите символы, изображенные на картинке.