Система контроля передвижения транспорта для вашей компании

Прозрачность по всему пути следования

В Украине, по неофициальным данным, около 30 % горюче-смазочных материалов (из которых львиную долю составляет топливо) расхищается персоналом предприятий. Вы уверены, что к вашей фирме это не относится? Можно, конечно, возразить, что в отличие от других компаний ваша вовремя перешла на использование газа и сейчас вы спокойны за «честное» потребление топлива автотранспортом. Но давайте не будем спешить с выводами, а вспомним про такие вещи как перевозка «левых» грузов или пассажиров. Пусть это и не грозит компании прямыми финансовыми потерями, но упущенной выгодой и повышенным износом автотранспорта – вполне. Приведем еще один любопытный факт: более 20 % расходов по эксплуатации автотранспорта вызваны ненадлежащим контролем над работой транспортных служб. Разве эти два аргумента не убедительны (тем более в нынешнее непростое для бизнеса время)? Может, пришло самое время задуматься о надлежащей системе контроля работы транспорта и окончательно развеять все сомнения в честности водителей, механиков и других работников автотранспортной сферы предприятия?

Металлоторговый бизнес в нашей стране сильно зависим от стоимости грузоперевозок на внутреннем рынке. По мнению издательства «Металлика», у потребителей металла и торговых компаний всегда есть две альтернативы – осуществлять перевозки железнодорожными вагонами или использовать автомобильный транспорт. При больших партиях товара безусловно более выгодной (хотя и не всегда более оперативной) выглядит логистика с использованием железнодорожного транспорта. Но с началом кризиса картина несколько изменилась. Во-первых, снизилось потребление металла (а следовательно – и размер средней партии при перевозках). Во-вторых, участилась практика перекупки небольших партий металла между самими трейдерами (для формирования сборных заказов своим клиентам). Поэтому автомобильный транспорт в логистике металлопродукции выходит на первый план и все больше используется для удовлетворения потребностей как клиентов, так и металлоторговцев.

Удаленность производства от рынков сбыта металлопродукции (производственные активы сосредоточены в Донецко-Приднепровском регионе, а потребление – в крупных городах) играет ключевую роль в стоимости транспортировки металла. По этой причине на тонну реализованной продукции приходится от 50 до 100 гривен транспортных издержек. Учитывая, что средний размер наценки металлоторговой компании не превышает 300-500 гривен на тонну, доля транспортных издержек в торговой наценке может колебаться в пределах от 10 до 33 %. Думаем, это как раз те показатели, на которые металлоторговые компании могут (и должны) влиять. Контролировать их нужно путем эффективной организации грузоперевозок собственным транспортом и надзора за его использованием в процессе торговли металлом.

Сегодня о GPS-навигации не слышал разве что глухой. Тем не менее, несмотря на широкую известность данной технологии, все же рискнем предположить, что ее потенциал в коммерческих целях используется мало. Потребителю хорошо известны основные возможности GPS-навигации:

  • отображение местоположения транспортного средства на карте;
  • определять оптимальный маршрут движения (отдавая приоритет движению по главным дорогам или самому короткому пути) к месту назначения;
  • уточнять и пересчитывать маршрута во время движения;
  • фиксирование объектов по пути следования транспорта и др. 

Менее известны, но от этого не менее полезны с практической точки зрения, системы GPS-мониторинга (в информационных источниках встречаются также под названием «система GPS-контроля», «система GPS-слежения» и т.п.). Но как раз их возможности являются поистине неоценимыми для логистических, транспортных компаний и среднего бизнеса. Широкий функционал систем GPS-мониторинга позволяет осуществлять контроль за работой автотранспорта в следующих аспектах:

  • Обеспечение сохранности грузов при перевозках.
    Оборудовав ваш автомобиль системой GPS-мониторинга, вы можете в любой момент проконтролировать его передвижение и отклонение от заранее установленного маршрута. Запись и фиксация всего маршрута движения автотранспорта (с указанием мест остановок) позволяет без особых трудностей восстановить его в случае угона транспорта. Некоторые системы (при контейнерных перевозках) позволяют фиксировать (с помощью встроенных датчиков) время и место открытия контейнера, и таким образом, улучшить сохранность грузов.

  • Исключение возможности перевозок вне вашей компании.
    Защита от использования транспорта не по целевому назначению, т.е. от перевозки «левых» грузов и пассажиров. Фиксация полного маршрута движения автомобиля и соотнесение его с заранее спланированным позволяет (при необходимости) предоставить убедительные аргументы, подтверждающие нецелевое использование транспортного средства.

  • Контроль расхода топлива и предотвращение его хищения.
    Современные системы GPS-контроля позволяют определить места заправки и слива топлива. Установленные датчики фиксируют время и объем израсходованного топлива, а также динамику его изменения по всему маршруту движения. Через систему аналитических отчетов без труда можно выявить места несанкционированного отбора топлива из системы автомобиля. Некоторые из продвинутых систем GPS-контроля пошли еще дальше – они фиксируют и оповещают о фактах заправки транспорта некачественным топливом.

  • Оптимизация логистики на предприятии.
    Перед современным торговым предприятием, обладающим обширным парком автотранспорта довольно часто возникает задача доставки грузов нескольким заказчикам или одному заказчику, но в несколько мест. Конечно, решить ее вовремя и с минимальными транспортными издержками можно и с помощью современных методов моделирования маршрутов передвижения транспорта. Но, к сожалению, этим методам присущ ряд существенных недостатков. Во-первых, расчеты по таким методам достаточно трудоемки, что влияет на скорость принятия решения в компании. Во-вторых, они не учитывают фактического месторасположения автотранспорта в начале его движения. Поэтому данные модели не всегда работают успешно, а в некоторых внештатных ситуациях и вовсе оказываются бесполезными (например – при аварии, вынужденных поломках и банальных пробках). Система GPS-контроля, в отличие от них, оптимизирует управление маршрутом движения на более высоком и качественном уровне. Избегая вынужденных простоев при загрузке и разгрузке, оперативно удовлетворяя запросы клиентов, вы тем самым избегаете лишних финансовых потерь.

Рассматривая возможности систем GPS-мониторинга, следует отметить, что работать они могут в двух режимах (от этого, в конечном итоге в немалой степени зависит их стоимость):

  • Online
    позволяет осуществлять все мониторинговые и контрольные функции в режиме реального времени;

  • Offline
    мониторинг и контроль использования автотранспорта можно проводить только за прошедший период времени.

При выборе режима «Offline» вы не можете в режиме реального времени влиять на использование транспортных средств, поэтому оперативность и качество решений, принимаемых по данным системы контроля, заметно хромает. В то же время, стоимость такой системы в сравнении с «Online» заметно ниже.

Для облегчения выбора и целесообразности системы необходимо рассчитать общий срок окупаемости вложений. Для этого за критерий снижения издержек возьмем расход топлива (по мнению экспертов, при внедрении системы GPS-мониторинга на автотранспорте он снижается на 30 %). Как известно, перевозка металла осуществляется транспортом грузоподъемностью до 20 тонн. При использовании транспорта в городском цикле и междугородних перевозках средний его пробег за месяц составляет от 4000 км до 8000 км. Средний расход топлива транспорта грузоподъемностью до 20 тонн находится в пределах 30-35 литров на 100 км. Проведем небольшой расчет ежемесячной экономии от внедрения системы GPS-мониторинга.

Табл. 1. Расчет экономии от внедрения
системы GPS-мониторинга грузового транспорта

Показатель При пробеге 4000 км При пробеге 8000 км
Средний расход топлива (л на 100 км) 30 35 30 35
Стоимость топлива (грн за л) 6,5 6,5 6,5 6,5
Расходы на топливо, грн 7800 9100 15600 18200
Размер ежемесячной экономии от внедрения системы, грн 2340 2730 4680 5460


Как видим, расчеты показывают, что только за счет снижения издержек на топливо по одной машине компания может экономить от 2 до 5 тыс. грн ежемесячно. А если прибавить к этому уменьшение штрафов (за счет контроля скоростного режима на дороге), уменьшение пробега (путем пресечения «левых перевозок»), уменьшение сроков выполнения заказов, уменьшение степени износа автотранспорта, то размер экономии может увеличиться в разы. Но даже за счет экономии топлива целесообразность использования систем GPS-мониторинга не вызывает сомнений.

В то же время, средняя стоимость системы GPS-мониторинг на одно автотранспортное средство колеблется в пределах от 4 до 8 тыс. грн (в зависимости от производителя и функциональности). Дополнительное оборудование мониторинговой системы (датчики топлива, датчики контроля пассажиров и т.д.) может затянуть еще на 3 тыс. грн (для одного транспортного средства). Наиболее незначительной статьей расходов на GPS-мониторинг является ежемесячное абонентское обслуживание сервисной компании, составляющее от 150 до 300 грн. Общая сумма, вроде бы, получается не такая уж и маленькая. Но даже при таких расходах вложенные в GPS-мониторинг деньги вернутся (хотя бы в виде экономии расхода топлива) уже  через 4-6 месяцев.

Приведенные выше нехитрые расчеты убедительно свидетельствуют в пользу покупки системы. Но, несмотря на кажущееся совершенство GPS-систем, необходимо обратить внимание на ряд особенностей, которые, безусловно, придется учесть при работе с ними:

  • Отсутствие качественных карт автомобильных дорог и многих городов Украины может не только усложнить поиск оптимальных маршрутов движений, но и привести к ошибкам в системе.
  • При движении по рельефной местности (горные массивы с резким перепадом высот) система может неточно определять координаты местонахождения объекта, что приводит к ошибкам в определении маршрутов, информировании о ближайших поворотах и пр.

Тем не менее, эти недостатки не могут превзойти явные преимущества, которые система дает в деле повышения эффективности работы и контроля целевого использования транспорта. Таким образом, делаем вывод: приобретение GPS-системы для транспорта компании это не затраты, а снижение затрат.

Дмитрий Ткалич

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
C
u
z
D
Введите код, указанный выше без пробелов и с соблюдением регистра