Обзор рынка нержавеющей стали — 14.01.2020

Глобальное производство нержавеющей стали в первые три квартала 2019 г., если судить по общемировой статистике, выросло на 3,4 %. Учитывая количество неприятных экономических неожиданностей, потрясавших в прошлом году мировую металлургию, это совсем не плохо. Но данные 3,4 %, к сожалению, являются типичной «средней температурой по больнице», никак не отражающей реального положения дел.

Сказать, что китайская сталелитейная промышленность сохранила мировое лидерство в деле производства нержавеющей стали — значит не сказать ничего. Согласно статистике, предоставленной International Stainless Steel Forum (ISSF), в 2019 г. соотношение нержавеющей стали, произведенной в Китае, к количеству нержавейки, сваренной во всем остальном мире, составляет 56,5 % к 43,5 % соответственно (в физическом выражении это 22,49 млн тонн к 17,32 млн тонн). Говоря простыми словами, в прошлом году КНР произвела на 5,170 млн тонн нержавеющей стали больше, чем США, ЕС, Бразилия, Индонезия, РФ, азиатские, южноафриканские и прочие страны, вместе взятые. Если же к этому добавить, что китайские металлурги сварили в первые три квартала 2019 г. нержавейки больше на 9,5 % относительно YoY, то становится понятно, что усредненный мировой показатель в 3,4 % подразумевает в нашем случае падение производства нержавеющей стали в большинстве других регионов мира. Если исходить из данных ISSF, то за указанный выше период производство нержавейки в европейских странах сократилось на 7,1 % (с 5,638 млн  тонн в 2018 г. до 5,233 млн тонн в 2019 г.). В США падение составило 7,5 % (с 2,184 млн тонн в 2018 г. до 2,02 млн тонн в 2019 г.). В странах азиатского региона (исключая КНР и относительно благополучную Южную Корею) производство нержавеющего проката уменьшилось на 5,4 % (с 6,212 млн тонн в 2018 г. до 5,879 млн тонн в 2019 г.). На этом фоне китайские показатели выглядят для прочих стран недостижимой мечтой.

Динамика цен на нержавеющую сталь марки 304 2В (08Х18Н10) на рынках ЮВА и ЕС

Рис. 1. Динамика цен на нержавеющую сталь марки 304 2В (08Х18Н10) на рынках ЮВА и ЕС

Динамика котировок никеля (LME) и цен нержавеющей стали марки 304 2В (ЮВА, CFR)

Рис. 2. Динамика котировок никеля (LME) и цен нержавеющей стали марки 304 2В (ЮВА, CFR)

Китайское внутреннее производство никеля, несмотря на общее падение показателей за год, завершило 2019 г. на подъеме и, весьма похоже, продолжит наверстывать упущенное после завершения празднования азиатского Нового года, в период которого деловая активность в стране замирает. Также немаловажно, что правительство Индонезии (наложившее в конце прошлого года запрет на экспорт никелевой руды) на днях завершило в положительном ключе рассмотрение вопроса возможного воздействия на окружающую среду двух китайских заводов по производству никелевого чугуна, которые КНР планирует построить в индонезийском округе Моровали. Общая сумма инвестиций, которую китайцы планируют вложить в данный проект, по предварительным данным составляет приблизительно 2,3 млрд долларов.

Учитывая то, что Китай является крупнейшим мировым потребителем никеля, меры, предпринимаемые его правительством для того, чтобы смягчить дефицит никеля в стране, оказывают позитивное влияние на мировой рынок в целом. В частности, в данный момент на глобальном рынке уже никто не вспоминает недавние панические прогнозы о возможном подорожании никеля в 2020 г. более чем до 20 000 $/т. Гораздо более реалистичными теперь выглядят умеренные прогнозы, в которых возможный ценовой потолок помещается аналитиками в диапазон 14 500–15 000 $/т. Это тем более важно, что в период с января 2019 г. по январь 2020 г. расценки на никель демонстрировали наивысшую динамику роста среди всех цветных металлов. Несмотря на то, что пиковый показатель (18 620 $/т) пришелся на III квартал 2019 г., а IV квартал характеризовался ценовым спадом, никель по итогам года прибавил в цене 30,5 % (в физическом выражении это составляет прыжок с 10 435 $/т в январе 2018 г. до 13 620 $/т в январе 2020 г.).

Европейский спрос на нержавеющую сталь остается достаточно вялым. Для ЕС прошедший 2019 г. выдался весьма непростым: он демонстрировал больше признаков рецессии, нежели развития. Промышленная активность в еврозоне была в основном не слишком высокой. Мощное отрицательное влияние здесь оказала не только затянувшаяся торговая война между США и КНР, но и активизировавшаяся деятельность «зеленых», которые добиваются новых производственных ограничений, призванных улучшить состояние окружающей среды. Но если в более благополучные времена подобным начинаниям можно было только радоваться, то сейчас, когда металлургия Евросоюза находится не в лучшем состоянии, дополнительное ужесточение экологических норм производства ложится на плечи сталелитейных предприятий непосильным бременем.

Мировое производство нержавеющей стали в 2020 г., скорее всего, останется относительно стабильным: китайское правительство намерено в этот период обеспечить рост ВВП на скромные (для Китая) 6 %. Такой подход сулит местной экономике мягкую посадку, а промышленности КНР — устойчивость внутреннего спроса на нержавеющий прокат.

Несмотря на все экономические неурядицы, мировой автопром в 2020 г. продолжит увеличивать объемы выпуска электромобилей, спрос на которые остается высоким. Это значит, что растущее производство аккумуляторных батарей также поддержит спрос и цены на никель. Но основным позитивным фактором, влияющим на состояние мирового рынка нержавеющей стали, все же останется рост производственной активности Китая.

 

Издательство "Металлика"