Обзор рынка катанки — 03.04.2018

На прошедшей неделе внутренние расценки на катанку в нашей стране несколько сбавили темпы роста. Если раньше отечественные производители в своей решимости повышать и еще раз повышать цену на длинномерный прокат уверенно ссылались на восходящий тренд зарубежных рынков, то в марте эти тенденции приобрели далеко не однозначный характер. В свете вышесказанного анонсированное ранее апрельское увеличение внутренних котировок на сталь уже не может опираться на зарубежные показатели.

В начале марта глобальный стальной рынок всколыхнули заявления президента США, объявившего о введении драконовских пошлин на ввоз стали (25 %) и алюминия (10 %). Как и следовало ожидать, подобные действия вызвали бурю негодования как у тех, кто экспортировал эти металлы в США, так и у тех, кто опасался разворачивания масштабных торговых войн и, как следствие, обвала цен на мировом стальном рынке.

Впрочем, достаточно быстро стало понятно, что США не столько установили непреодолимый барьер для импортного проката, сколько создали аргумент для предстоящего торга. От пошлин практически сразу освободили Канаду, Мексику, Австралию, страны ЕС, Южную Корею, а также Аргентину и Бразилию, но только на время, необходимое для того, чтобы эти страны могли провести качественные переговоры о том, на какие встречные уступки они готовы пойти. Действие отсрочки заканчивается 1 мая 2018 г. После этого США намерены принять решение, для каких стран они сделают «тарифное исключение» на постоянной основе, а для каких — нет. Теоретически, после определения новых правил игры рынки должны вернуться в относительно стабильное состояние. Но говорить об этом, как о решенном деле, пока рано.

Украинские цены на арматуру и катанку (для партии металла массой 5 т, с НДС)

Рис. 1. Украинские цены на арматуру и катанку (для партии металла массой 5 т, с НДС)

Сравнение цен внутреннего рынка (без НДС) и экспортных расценок на катанку

Рис. 2. Сравнение цен внутреннего рынка (без НДС) и экспортных расценок на катанку

В приведенном выше списке нет Китая. Это, с одной стороны, свидетельствует о том, что торговые разногласия с ним выглядят более серьезно, чем с вышеназванными странами, и решить их с лету не получится. С другой стороны, КНР занимает особое место в мировом «табеле о рангах», и идти на быстрые уступки такой гигант, как Поднебесная, не должен по статусу. В данный момент США и Китай не столько торгуются, сколько пугают друг друга возможностью введения новых санкций с потенциальной возможностью перерастания их в полноценную торговую войну.

Подобное противостояние двух колоссов лишь добавляет нервозности настроениям мирового стального рынка. Неопределенность положения ухудшила глобальный спрос на сталь. Покупатели выжидают, чем закончится дело. «Тарифный конфликт» уже спровоцировал обвал стальных расценок в Китае, а он, в свою очередь, потянул вниз цены на длинномерный прокат в Ближневосточном регионе. Если к этому добавить, что, по данным китайского Национального бюро статистики, в январе–феврале Поднебесная скачком увеличила производство стали на 5,6 % (относительно аналогичного периода прошлого года), то картина складывается нерадостная.

В какую сторону в ближайшее время развернется ситуация на внешних рынках, предугадать невозможно. В свете этого возобновление положительного ценового тренда и коррекция стальных расценок кажутся равновероятными.

Издательство "Металлика"