Общий обзор рынка черного металла — 05.12.2019

Первый раунд «битвы цен», разразившейся в октябре, остался за производителем. Слишком быстрое падение расценок на сталь, наблюдавшееся в начале осени, вынудило сталеваров при первой же возможности выступить более-менее сплоченным фронтом. Стальные котировки начали увеличиваться в самых разных регионах мира, фактически перескочив стадию стабилизации цен. После активного, но непродолжительного ценового противостояния производителей и покупателей, сопротивление последних было сломлено, и они, хотя и крайне неохотно, вынуждены были принять наметившееся повышение как данность.

Существенный импульс начавшемуся повышению цен придали увеличившиеся расценки на лом, на которые смогли опереться турецкие металлурги, играющие в последнее время на мировом рынке роль «слабого звена».

Обрушившийся внутренний спрос на сталь резко сужает для турков возможность ценового маневра на внешних рынках. Местные металлурги заинтересованы в максимально быстрой продаже как можно большего количества своего товара за рубежом, чего при современных реалиях можно достигнуть лишь путем предоставления самых низких (читай — демпинговых) цен. Естественно, подобная тактика весьма затрудняет работу на рынке производителям других стран: какой смысл пытаться стабилизировать или поднимать цену, если кто-то тут же начинает предлагать покупателю товар по более низким расценкам? Согласно старой поговорке, общая прочность цепи определяется степенью прочности ее самого слабого звена. В данном же случае сталевары из Турецкой республики начали повышать расценки одними из первых.

Цены на металлопродукцию в Украине

Рис. 1. Цены на металлопродукцию в Украине

Расценки на арматуру: украинские экспортные, украинские внутренние и мировые

Рис. 2. Расценки на арматуру: украинские экспортные, украинские внутренние и мировые

Впрочем, глобальные факторы, определяющие общее состояние мирового рынка (и, в частности, спроса на сталь), каких-либо существенных изменений не претерпели. Да, покупатели начали скрепя сердце приобретать прокат по более высокой цене, но спрос на сталь остается на столь же низком уровне, как и раньше. Ярким примером этого является поведение крупных компаний индийского происхождения, которые в более благополучные времена старались всеми путями приобретать европейские сталелитейные мощности для более легкого вхождения в рынок ЕС. Правда, для этого им приходилось брать на себя определенные обязательства (как правило, связанные с необходимостью модернизации мощностей или сохранения числа работников покупаемого предприятия), но это воспринималось, как своеобразная «плата за вход» (т. е. за допуск на рынок). Сейчас ситуация кардинально изменилась. Откровенно низкий спрос на сталь в сочетании с необходимостью платить работникам европейские зарплаты и придерживаться норм европейского экологического законодательства сделали приобретенные активы, мягко говоря, малорентабельными. В связи с этим последние дни ознаменовались чередой скандальных новостей, связанных с возможным сокращением штата приобретенных в ЕС производственных площадок. В частности, на прошлой неделе Tata Steel сделала заявление о том, что приступила к переговорам со своими работниками по поводу осуществления некой «программы преобразований», подразумевающей сокращение на предприятиях компании порядка трех тысяч человек. Учитывая крайне возмущенные высказывания профсоюзов, прозвучавшие в ответ на данное заявление, это увольнение простым не будет, даже учитывая то, что две трети анонсированных сокращений придется на долю офисных работников, а не рабочих, задействованных в производстве. Уволить персонал будет крайне сложно еще и потому, что львиная доля сокращений (около 1 600 рабочих мест) придется на Нидерланды, а еще порядка 1 000 мест будет сокращено на английских предприятиях группы. Тем не менее представители Tata Steel, похоже, твердо намерены довести это дело до конца.

Основной причиной появления «программы преобразований» называется блокированная Европейской комиссией сделка по объединению Tata Steel с немецкой компанией ThyssenKrupp, которая должна была состояться в этом году (ее основной целью было сохранение рабочих мест и увеличение стабильности работы данных групп). В значительной мере сделка сорвалась из-за недовольства, высказанного немецкими профсоюзами, которые опасались, что слияние может снизить здоровую конкуренцию в отрасли и привести к потере сотен рабочих мест в Германии. Свободе конкуренции в ЕС теперь ничто не угрожает, но вот ситуация в Tata Steel и ThyssenKrupp заметно ухудшилась.

Согласно данным агентства Reuters, инвесторы в данный момент оказывают давление на руководство ThyssenKrupp, требуя либо предоставить им реальный план того, как сделать компанию прибыльной, либо уходить из этого бизнеса. Наиболее реальным вариантом, позволяющим ThyssenKrupp получить необходимые средства, представляется продажа компании (по крайне мере, какой-то ее части). Впрочем, этот вариант также не устраивает местные профсоюзы, которых раздражает в нем отсутствие определенности относительно «будущего немецкой сталелитейной промышленности». Исходя из этого, вероятность подобной  сделки пока представляется довольно туманной.

Подытоживая все, сказанное выше, можно отметить, что начавшийся подъем мировых цен на сталь, не опирающийся на реальное повышение спроса, выглядит пока довольно неустойчивым. Сколько он продлится и перерастет ли в нечто более долговременное — покажет время.

 

Издательство "Металлика"