Общий обзор рынка черного металла — 03.04.2020

Если вспышка коронавируса в Китае привела мировую экономику в состояние «грогги», то распространение коронавируса за границы КНР усугубило ситуацию до нокдауна (глобальная экономика откровенно рухнула, но все-таки рассчитывает через какое-то время подняться на ноги). Особого выбора у правительств различных стран нет. В ситуации, когда речь идет либо о введении жесткого карантина, парализующего экономику, либо о массовой гибели граждан, выбирать приходится между плохим и очень плохим.

Массовая «самоизоляция» развитых и развивающихся стран обрушила их внутренний спрос и подорвала налаживавшиеся десятилетиями товарные потоки, уронив внешний спрос. Некомфортно себя чувствовать начинает даже активно восстанавливающая свои силы экономика Китая. Во время вспышки коронавируса в КНР страна не могла производить продукцию из-за болезни своего населения, теперь она не может продавать произведенное из-за катастрофического падения спроса в других, пораженных вирусом странах. Это заставляет нервничать местного производителя. При парализованных внешних рынках никакая экономическая помощь правительства не будет достаточной для того, чтобы вернуться на докризисные высоты.

Цены на металлопродукцию в Украине

Рис. 1. Цены на металлопродукцию в Украине

Расценки на арматуру: украинские экспортные, украинские внутренние и мировые

Рис. 2. Расценки на арматуру: украинские экспортные, украинские внутренние и мировые

В начале марта на волне эйфории от затухания вспышки коронавируса и от щедрых обещаний китайских властей, намеревавшихся влить значительные средства в новые инфраструктурные проекты, внутренние расценки на все виды стального проката в КНР поползли вверх. Но уже в середине месяца, после того как выяснилось, что на внешние рынки рассчитывать не стоит, а значит, замедления китайской экономики не избежать, позитивный ценовой тренд сменился обвальным снижением котировок. В сегменте плоского проката отрицательным лидером является х/к рулон, цены на который подорвало крайне печальное положение дел в автомобилестроительном секторе КНР, потерявшего возможность широко экспортировать свою продукцию. Падению расценок способствуют и возросшие до неприличного размера складские запаса металла, накопившиеся в КНР в период карантина. Согласно информации консалтинговой компании SteelHome, за первые три месяца 2020 г. данные запасы подпрыгнули с отметки почти в 9 млн тонн до показателей более чем 24 млн тонн. За последнюю неделю расценки на /к рулон в Китае рухнули приблизительно на 27–28 $/т, средний темп падения внутренних цен на г/к рулон составил около 7–10 долларов в неделю.

Какое-то время назад подобная отрицательная динамика сделала бы китайский стальной прокат вполне конкурентоспособным на внешних рынках и значительно повысила вероятность мощного «слива» невостребованного в стране металла за рубеж. Но в нынешних реалиях это выглядит невозможным, так как в других странах расценки на сталь упали еще больше. В частности, сталевары Индии пытаются сейчас продавать стальной прокат дешевле, чем это делают их турецкие коллеги, а турки, в свою очередь, привычно избавляются от металла, предлагая его по еще более низкой цене. Впрочем, все попытки продать дешевле дешевого не способны оживить спрос. Дела на мировом рынке стального проката идут крайне вяло, что способствует раскручиванию мощного отрицательного ценового тренда в глобальных масштабах.

Падение спроса вынуждает сталеваров всего мира сокращать объемы производимого проката, прибегая к частичному (а в некоторых случаях и полному) закрытию мощностей по обе стороны Атлантики. Согласно данным агентства Reuters, в европейских странах на данный момент остановлено минимум девять доменных печей общей мощностью около 19 млн тонн стали в год, в США приостановлены производства общей мощностью приблизительно в 6 млн тонн (подобная диспропорция является следствием того, что в ЕС на доменные печи приходится около 60 % производимой стали, в США — лишь около трети). Излишне говорить, что те производства, которые «остались на плаву», работают далеко не на полную мощность. Строительство парализовано, а продажи новых автомобилей в ЕС и США по различным оценкам в карантин могут сократиться впятеро.

Если говорить о рынках развитых стран, то, согласно прогнозам, в период карантина наиболее ощутимо пострадает европейская сталелитейная промышленность (она и до эпидемии коронавируса чувствовала себя не лучшим образом). По мнению консалтинговой компании CRU, запасы прочности у европейских металлургов за последние полгода практически исчерпались, а это сулит отрасли большие проблемы. В отличие от предыдущего мирового кризиса, в этот раз европейская сталелитейная промышленность не имеет возможности опереться на накопленные в более благополучный период «жировые запасы», что делает ее положение очень неустойчивым. При таком положении вещей мы через какое-то время вполне можем увидеть конкурентоспособный по цене европейский прокат на рынках других стран, если только цены в этих странах не будут падать еще быстрее.

Все вышеперечисленное заставляет констатировать, что мировая сталелитейная отрасль вошла в фазу мощного затяжного падения, грозящего обрушить расценки на сталь до минимумов, максимальных не только в течение нескольких лет, но даже десятилетий, по крайне мере, на период карантинных мероприятий. В этом плане начавшееся в Украине повышение внутренних цен на прокат выглядит спекулятивным моментом, не опирающимся ни на отечественный спрос, ни на международную ситуацию.

 

Издательство "Металлика"