Обзор рынка нержавеющей стали — 09.01.2019

Год в сегменте нержавеющей стали завершается без особых потрясений. Правда, особо стабильным мировой рынок нержавейки назвать нельзя. После начала масштабной торговой войны между США и Китаем котировки никеля крайне нервно реагируют на изменения в отношениях этих двух стран. При этом невозможно предугадать, куда в ближайшее время повернет китайско-американский диалог, неожиданно перепрыгивающий от «теплых партнерских отношений» к потрясанию убойными «тарифными дубинками». Соответственно, волатильность расценок на никель сохраняется на высоком уровне.

Хотя основные мировые производители и потребители никеля сходятся в том, что спрос на данный металл в ближайшие годы будет увеличиваться, единства во взглядах на то, как при этом будут изменяться расценки на никель, нет. Если представители российского ГМК «Норильский никель» напирают на то, что сокращающиеся мировые запасы никеля простимулируют в следующем году рост цен на него, то европейские трейдеры делают акцент на том, что производство никеля в следующем году должно существенно увеличиться, что сделает этот металл более доступным даже на фоне уменьшившихся запасов.

Динамика цен на нержавеющую сталь марки 304 2В (08Х18Н10) на рынках ЮВА и ЕС

Рис. 1. Динамика цен на нержавеющую сталь марки 304 2В (08Х18Н10) на рынках ЮВА и ЕС

Динамика котировок никеля (LME) и цен нержавеющей стали марки 304 2В (ЮВА, CFR)

Рис. 2. Динамика котировок никеля (LME) и цен нержавеющей стали марки 304 2В (ЮВА, CFR)

Согласно открытым данным, в 2019 г. Индонезия увеличит производство и экспорт никеля. К числу уже представленных на местном рынке производителей никеля добавятся еще две компании, которые в декабре получили лицензии на экспорт никелевой руды. О намерении инвестировать полмиллиарда долларов в никелевые шахты Новой Каледонии заявил соблазненный растущим спросом на никель австралийский горнорудный гигант Vale, а его конкурент — компания BHB — получила разрешение правительства Австралии на разработку австралийского никелевого рудника. Кроме этого, существующие расценки на никель побудили реанимировать проект по производству никеля еще одну австралийскую компанию — Clean TeQ, которой принадлежит одно из самых больших (за пределами Африки) никелево-кобальтовых месторождений Sunrise (работы на Sunrise были остановлены перед кризисом 2008 г.). Также нужно учесть, что увеличить производство никеля планируют и уже работающие на рынке горнорудные компании. Все это, вместе взятое, позволяет говорить о том, что в среднесрочной перспективе дефицит никеля вполне может смениться его перепроизводством.

На рост производства никеля в 2018 г. негативно влияли ограничения в международной торговле, возникшие вследствие начавшихся торговых войн и «парада протекционизма». В то же время данные ограничения не смогли оказать слишком большого влияния на производство никелевых аккумуляторов и электромобилей, требующее все большего количества никеля.

Темпы роста мирового производства нержавеющей стали снизились, но общая динамика остается выраженно положительной. По данным ISSF (International Stainless Steel Forum), за первые три квартала текущего года этот показатель увеличился на 10 % относительно YoY. Негативные данные европейских стран (–11,3 %, на 91 тыс. тонн меньше) с лихвой перекрывает возросшее производство КНР (+3,7 %, на 1 625 тыс. тонн больше). Скорее всего, данный «перекос» в ближайшее время сохранится, а грядущие изменения рынка будут зависеть от состояния экономики основного мирового продуцента нержавейки — Китая.

 

Издательство "Металлика"