Рынок металлоторговли Донецкой области

Наибольший удельный вес в сфере материального производства города приходится на металлургическую отрасль — порядка 48-50%, на машиностроение и угледобывающую — 13% и 8% соответственно. Черная металлургия представлена в регионе комбинатами полного цикла в Мариуполе

("Азовсталь" и "ММК им. Ильича"), а также комбинатами в Енакиево, Донецке, Константиновке, Краматорске и Макеевке; заводами по производству стальных и чугунных труб (Донецкий металлопрокатный завод, Макеевский труболитейный завод, Харцызский трубный завод) и проволоки (Харцызский сталепроволочно-канатный завод).

Общее количество игроков донецкого металлоторгового рынка, сколько-нибудь заслуживающих внимания, колеблется в районе двух десятков, достаточно крупными (по украинским меркам) является четверть из них. Из топ-десятки трейдеров с начала кризиса выбыла всего одна компания - «Промэксим», проработавшая в этом сегменте более десяти лет. Впрочем, этот отдельный случай ухода с рынка не стоит рассматривать в качестве классического банкротства нежизнеспособной фирмы. Собственник компании, еще в благополучные времена диверсифицировавший свой бизнес, в условиях падения спроса на металл счел более разумным сосредоточить усилия на других направлениях, сулящих в условиях кризиса меньшую головную боль и большую отдачу.

Топ-список донецких металлоторговых компаний
(перечислены в алфавитном порядке)

  • Донецкий региональный филиал ОАО «УГМК»
  • Комэкс
  • Легон, ООО ТД
  • Метинвест СМЦ
  • Спецметаллпром, ЗАО
  • Трансагентство

По словам представителей наиболее крупных металлоторговых компаний, представленных в Донецкой области, с начала кризиса региональный рынок металла просел приблизительно на 50%, но менее масштабные и более узкоспециализированные трейдеры говорят о гораздо большем падении. Их оценка сегодняшних продаж в отдельных случаях снижается до 25% от прошлогоднего уровня. Данный разброс позволяет говорить о резко усилившихся предпосылках (как на всеукраинском, так и, в данном случае — на региональном уровне) к масштабной консолидации металлоторговой отрасли Украины. Приходится констатировать, что во время кризиса (в отличие от прежних благополучных лет) степень влияния крупных металлоторговых компаний на рынке скачкообразно возросла (данное утверждение также является справедливым как для Донецкого региона, так и для всей страны).

Судя по данным, публикуемым в открытых источниках, уже сегодня ведущие игроки донецкого рынка металлоторговли начинают активно рассматривать возможность повышения уровня продаж в условиях нынешнего состояния рынка (а это, при отсутствии серьезной положительной динамики спроса, можно сделать только за счет поглощения доли «пирога» конкурента). Практически все металлоторговые компании украинского масштаба, представленные в Донецке, ведут речь о превентивной подготовке к предстоящему  улучшению спроса (которое практически все участники рынка относят на следующую весну и дальше). В отдельных случаях речь идет о достаточно серьезном расширении мощностей: потенциальные возможности некоторых игроков, по сравнению с прошлым годом, увеличились, по их словам, на 47-48% (подчеркнем: потенциальные). Также декларируется готовность в любой момент не просто оперативно выйти на рынок с большими объемами, а и быстро увеличить номенклатуру предлагаемой продукции. К этому добавим, что тотальное падение спроса, сыгравшее прошлой зимой роль «великого уравнителя» для трейдеров всей страны, убедительно доказало: для крупных компаний, благодаря их большему запасу прочности, кризис не только создает проблемы, но и предоставляет новые возможности развития. К примеру, то же строительство новой площадки в условиях  отмечающегося сегодня упадка строительного сектора, обойдется в Донецке заметно дешевле, чем во времена «легких денег». Этот фактор также является предметом пристального внимания со стороны основных металлоторговых структур региона. Можно сделать вывод, что в случае удачного начала следующего сезона мы, с большой долей вероятности, снова будем через какое-то время наблюдать за разворачивающейся «битвой титанов» с применением обходных захватов «чужих» сегментов рынка, прямого наращивания мощностей и  стратегического развертывания новых площадок.

Специфичным моментом донецкого рынка металлоторговли наиболее крупные металлотрейдеры называют стабильное присутствие на его «втором плане» трейдеров из Днепропетровска. Хотя, по словам донецких металлоторговых компаний, днепропетровские фирмы «погоду на нашем рынке не делают», их присутствие ощущается постоянно — в основном, в виде так называемых «точечных поставок». В какой-то мере подобная тактика «гостей» является компромиссом между серьезным выходом на рынок (что подразумевает включение в жесткую конкурентную борьбу «на чужом поле» с соответствующими затратами) и боязнью упустить потенциальные возможности увеличить продажи (если не сейчас, то в будущем). В целом, крупные донецкие металлоторговые компании уверены в своих силах достаточно для того, чтобы говорить о тщетности возможных попыток иногородних фирм в ближайшее время войти в их рынок всерьез. Кризис обострил конкуренцию и на данном этапе открытие в Донецке «чужой» торговой базы или площадки вряд ли себя оправдает. Иногороднему «пришельцу» для того, чтобы организовать серьезный объем сбыта, придется не столько конкурентно занимать, сколько кропотливо «выгрызать» свою долю рынка, что неизбежно займет много  времени, а значит — многократно увеличит риски.

Если же говорить не о крупнейших, а о средних и более мелких игроках рынка, то для них специфика работы в донецком регионе заключается, в первую очередь, в необходимости вести свои дела в условиях влиятельного присутствия на рынке значительного (как для его масштабов) количества компаний, аффилированных c крупными производителями и «задающих тон» политике продаж металла на местном рынке проката. Степень влияния на донецкий рынок крупных металлоторговых компаний, являющихся представителями производителя, достаточно велика, их возможности — наиболее широкие для данного региона, запас прочности - максимальный. Одним из наиболее мощных рычагов влияния на рынок, имеющихся в распоряжении аффилированных с металлургическими заводами структур, является (в случае необходимости) возможность продажи металла по цене более низкой, нежели у самостоятельных конкурентов.

По словам представителей основных металлоторговых компаний, не менее половины всего проката, потребляемого в Донецком регионе, конечный потребитель покупает у производителя, не обращаясь к посреднику. Значительная часть таких покупок приходится на местные металлургические заводы, которые, таким образом, предстают на рынке в ипостаси как производителя, так и покупателя, приобретая для собственных нужд тот металл, который они сами не выпускают. Заметный объем потребления приходится на таких потребителей металлопроката, как ОАО «Харцызский трубный завод» либо на крупные машиностроительные предприятия типа ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод» (НКМЗ), у которых есть оборотные средства для работы по предоплате непосредственно с производителем. Несколько меньшую, но тоже весьма заметную группу потребителей составляют заводы металлоконструкций, работающие, в основном на экспорт, как ОАО «Донецкий завод высоковольтных опор». Добавим, что поскольку традиция обращаться непосредственно к производителю присуща только крупным металлопотребителям, на долю донецких трейдеров остаются практически все компании среднего масштаба и местная розница (прежде всего - производство металлоконструкций мелкими фирмами и частное строительство). Впрочем, розница на металлоторговом рынке Донецка в условиях кризиса этим летом играла менее заметную роль, чем это наблюдалось в других регионах. По оценкам крупных металлоторговых структур, на нее сейчас приходится от 10 до 15% общей емкости рынка. По наблюдениям трейдеров, чей бизнес преимущественно ориентирован на работу со строительной отраслью, доля розницы в их летних продажах доходила до 20%.

В отношении кризисных изменений по среднестатистическому объему и количеству заказов, тенденции донецкого региона в целом соответствует общеукраинским. Если пара-тройка наиболее крупных  компаний говорят практически о сохранении среднего объема заказа (та же машина в 20 тонн) и сетуют на упавшее вдвое количество продаж, то для мелких и средних трейдеров характерной является противоположная ситуация, в которой меньшее падение количества заказов (на 25-30%) сопровождается многократным, до 10-12 раз, уменьшением среднестатистического объема продаж. При этом вынужденная продажа металла микро-партиями создает повышенный уровень нагрузки на службу продаж и складское хозяйство.

К числу масштабных металлопотребляющих проектов в Донецке можно отнести реконструкцию местного аэропорта, возобновленную в августе 2009 года (приостанавливалась из-за недостатка финансирования). Она должна завершиться в январе 2011 года, после сдачи первой и половины второй очереди комплекса площадью 42 и 63 тысячи  кв. метров соответственно. Исходя из того, что на импортную технику и оборудование планируется потратить около 65-70% из EUR130 млн, непосредственно на строительство комплекса должно прийтись порядка EUR39-45,5 млн.

Как и в целом по стране, строительная отрасль Донецкого региона находится в упадке: «незавершенка» готовностью менее 60% так и осталась замороженной, а часть прочих объектов капитального и жилищного строительства снова начала достраиваться только со второго полугодия 2009 года. В данный момент в городе достаточно активно доводятся коммерческие объекты к Евро 2012, среди которых можно назвать многофункциональный комплекс (МФК) "Пушкинский" (56 тыс. кв. м), вторую очередь ТРЦ «Донецк Сити» (общая площадь около 37 тыс. кв.м), бизнес-центр "Скиф" (18 тыс.кв.м), торгово-офисный центр Green Plaza (11 тыс. кв. м). Но подавляющее большинство данных коммерческих проектов именно достраивается и должно встать в строй уже в следующем году, т.е. пик металлопотребления ими уже пройден.

Также интересным моментом, формирующимся под влиянием кризиса и оказывающим все большее влияние на региональный рынок, является постепенный отход крупных металлоторговых компаний, аффилированных с производителем, от политики традиционных продаж продукции сугубо «своего» завода. По свидетельству представителей «Метинвест СМЦ», сегодня только около половины металла, продающегося его донецким подразделением, приходится на прокат «собственного» производителя. Коррекция сортамента в сторону расширения (к примеру, продажи конструкционных кругов, которыми ранее «Метинвест СМЦ» в Донецке не занимался) пока не вызвало скачкообразного повышения прибыльности, но, безусловно, является необходимым элементом расширения клиентской базы, т.е. работой на будущее.

Игорь Усатый

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
Image CAPTCHA
Введите символы, изображенные на картинке.