Основные тенденции рынка черного металла: май 2009 г.

Последние полтора года можно считать одним из самых драматичных периодов на рынке металлопродукции, как в общемировом масштабе, так и применительно к украинским реалиям. Факторы, лежащие в основе подобной динамики, и являются основным предметом, рассматриваемым в данном обзоре.

Год 2008 начался с резкого роста мировых цен на металл. Причем начало этой тенденции положило не столько увеличение реального спроса, сколько рост себестоимости стали в результате монопольного сговора мировых рудных компаний, роста цен на энергоносители и, соответственно, кокса. Послужив толчком, подобные факторы спровоцировали спекулятивный спрос на металл, который достиг своего пика в июне прошлого года. С июля же началось стремительное падение, основными причинами которого были:

  • сезонное летнее затишье, давшее отмашку прекращению спекулятивного спроса;
  • сворачивание кредитования и конец эры дешевых денег – предродовая фаза   второй волны мирового экономического кризиса (июль-сентябрь 2008г.);   симптомом этого же фактора стало падение цен на нефть и цветные металлы –   традиционные аккумуляторы излишней ликвидности мирового финансового    рынка;
  • сворачивание спроса реального, как следствие вскрывшихся в сентябре проблем с   глобальными финансами.

В комплексе эти факторы, в особенности последний, способствовали падению цен на металл к началу 2009 г. ниже уровня начала 2008 г. И это при сохраняющихся высоких расценках на руду для металлургов. Обратим внимание на важный момент. Крупнейшие метпредприятия Юго-Восточной Азии, прежде всего, Китая, в период роста цен на руду пользовались некоторым преимуществом, заключая годовые контракты на сырье с фиксированной ценой. Но в период общемирового спада это преимущество превратилось в огромный недостаток. Цены на сталь в начале 2009 г. не позволяют окупить затраты на руду, законтрактированную в расчете на цены уровня весны 2008. Поэтому крупные сталелитейные компании Китая оказались в невыгодной для себя ситуации и предпочли сократить производство, а вот мелкие, покупающие руду на спотовом рынке, по текущим ценам, смогли выжить. К большому неудовольствию китайского правительства, надеявшегося покончить с ними (как энергонеэффективными) на волне кризиса.

Именно крупные китайские компании – одни из основных поставщиков стали на мировой рынок. Именно их слабое присутствие на рынке позволяет предприятиям, имеющим доступ к собственному сырью, например украинским, как-то удерживаться на плаву в условиях сокращения спроса. Сейчас завершается процесс формирования цен на руду для металлургов Китая на ближайший год. И цены эти будут явно ниже действовавших ранее. Плюс ко всему, правительство Поднебесной намеревается не только снять ограничения на экспорт металла, но и стимулировать его, введя новые механизмы возврата НДС для экспортеров-металлургов. Так что, в ближайшее время вполне вероятно возвращение китайцев на мировой рынок стали. Означает ли это дальнейшее падение расценок? Вряд ли. Существующий уровень цен и так незначительно превышает себестоимость. Но и рассчитывать, что крупные металлоемкие инфраструктурные проекты того же Китая или Саудовской Аравии в комплексе с некоторой стабилизацией экономических показателей США и ЕС будут способствовать положительной динамике рынка металла также не стоит. Слишком много сейчас в мире простаивающих мощностей и слишком ненадежен спрос. Сейчас мировой рынок металла – это рынок покупателя, а не продавца.

Динамика цен на заготовку и листовой прокат
Рис. 1
Динамика цен на заготовку и длинномерный прокат
Рис. 2

Возникает закономерный вопрос, а как именно колебания мирового рынка отражаются на украинской торговой площадке? Ответом в какой-то мере могут служить рис. 1 и рис. 2. На них сравнивается динамика экспортных цен на заготовку (FOB) с внутренними ценами на соответствующие виды продукции за период с 1 января 2008 г. по 1 июня 2009 г. Для рис. 1 это лист, холоднокатаный и горячекатаный, а для рис 2. – длинномерный прокат: арматура, уголок, швеллер, балка. Внутренние цены поданы в долларовом эквиваленте по среднемесячному курсу НБУ. Анализ приведенных графиков показывает хорошую корреляцию мировых (экспортных) цен на сталь с ценами внутреннего рынка Украины на различную металлопродукцию. При этом мировые тенденции отражаются на украинском рынке с временным лагом примерно в два месяца.    

Обратим внимание, что абсолютные значения прироста и падения долларовой цены тонны изделия почти во всех случаях равны соответствующему абсолютному приросту и падению расценок на заготовку. Так, за период с 1 января по 1 июля 2008 года тонна полуфабрикатов на мировом рынке подорожала на $1200 – $550 = $650. За это же время лист на внутреннем рынке, как г/к так и х/к, вырос на $1440 – $820 = $620. Соответствующая обработка рис. 2 дает прирост по арматуре в $720, по уголку $680, по швеллеру $650 и по балке в $640.

В свою очередь падение до нынешнего, относительно стабильного уровня цен с пиковых прошлогодних значений составило порядка $800 как для стальной заготовки, так и для большинства рассмотренных на графиках товаров. Несколько выделилась арматура – спад составил $900 (но и росла она немного быстрее прочих). А вот холоднокатаный прокат упал в цене на $750, так что некий резерв отрицательной ценовой коррекции, возможно, сохраняется.

Выводы из подобного анализа можно сделать следующие:

  1. При прочих равных условиях динамика мирового рынка металла   может с достаточной точностью использоваться для прогнозирования ценовых    реалий рынка украинского в ближайшие два месяца;
  2. Прогноз осуществляется в долларовом эквиваленте, гривневая же цена на металлопрокат зависит от валютно-курсовой политики Нацбанка;
  3. с учетом вышесказанного можно предположить, что существенных изменений ценовых позиций июнь-июль не принесут.

А дальше все опять же зависит от динамики мирового рынка. Лето, в принципе, всегда пора некоторого затишья. Однако экономическая ситуация сейчас более чем нестандартная. Все может быть.

 Максим Рассоха 

Рынок глазами металлоторговца

Помочь нам более подробно разобраться в ситуации на рынке металла в Украине мы попросили людей, тесно с ним связанных. Это ведущий специалист отдела металлоторговли ООО НПО «Днепротехсервис» Перетятько Александр Николаевич и начальник коммерческого управления ООО «Юнитон» Фомин Юрий Владимирович.

Им были заданы следующие вопросы:

1. Насколько обоснованным на Ваш взгляд является тезис о завышенных расценках на металлопродукцию в Украине? Если он обоснован, то в каких сегментах рынка эта тенденция проявляется наиболее отчетливо и почему? Если нет, то какими причинами объясняется более слабая динамика уменьшения расценок в долларовом эквиваленте на внутреннем рынке по сравнению с рынками внешними (для некоторых сегментов)?

2. Многие экономисты утверждают, что «дно» кризиса достигается в момент, когда возникает определенная стабильность в прогнозах на будущее, пусть и неудовлетворительных. Тогда становится понятно, в каком направлении двигаться. Полгода назад большинство терялись в догадках о возможных путях развития экономической ситуации – кризис был в разгаре, не было ничего определенного. Можете ли Вы, исходя из собственного опыта, попытаться оценить, достигнуто ли «дно» сейчас или нет? Какую картину мы будем наблюдать на рынке металла в Украине в ближайшие полгода?

Перетятько Александр Николаевич,
ведущий специалист отдела металлоторговли
ООО НПО «Днепротехсервис»

1. Анализируя украинский рынок металлоторговли, следует отметить, что тезис о завышенных ценах справедлив в сегменте рынка трубной продукции. Так, цены производителей труб за последний месяц (10.05.09 г. – 10.06.09 г.) выросли на 10-20 %. По словам производителей труб, данное повышение стало следствием удорожания штрипса и перебоями в его поставках. Перебои в прокате труб стали причиной дефицита ряда «особо востребованных» позиций труб, т.е. причиной искусственного завышения цен на эти позиции металлоторговцами.

В тоже время цены на рынке плоского проката также повышаются, это обусловлено сезонным оживлением на экспортных рынках, и следствием этого уменьшением поставок на внутренний рынок, т.е. дефицита предложения и роста цен.

Что касается сортового и фасонного проката, здесь наблюдается стабильность в расценках, несмотря даже на некоторое оживление спроса, связанного с сезонным фактором.

2. На мой взгляд, говорить о достижение «дна» кризиса еще рано, экономика находится на пике кризиса, посредине рецессии. Иными словами ухудшение экономических показателей, хоть и замедлилось, но пока будет продолжаться.

На рынке металлоторговли следует ожидать как сезонного подъема продаж, так соответственно и его спада к концу года.

Фомин Юрий Владимирович,
начальник коммерческого управления
ООО «Юнитон»

1. Не считаю цены на металлопродукцию в Украине завышенными или сильно завышенными. На каждом рынке существует своя конъюнктура. В том числе и ценовая. Цены на металлопродукцию складываются из многих факторов, включая такие, как конкуренция со стороны близлежащих предприятий (в той же стране или за ее пределами). Если взглянуть на ценообразование со стороны производителя – то оно должно выглядеть как максимум цены при более или менее стабильном объеме потребления без риска утратить рынок. Со стороны трейдера – ценообразование выглядит по-иному. Уровень цены – это такой уровень, который позволяет с максимальной эффективностью использовать денежные ресурсы, например, увеличивая оборачиваемость складских запасов, равно и денежных средств.

Немаловажным является и объем потребления того или иного вида металлопродукции в стране. Чем больше объем потребления, тем жестче конкуренция и соответственно ниже цена. В таких случаях работает «закон больших чисел». Сказать, что в Украине большой объем потребления металлопродукции я не могу. Отчасти на политику ценообразования в Украине влияет вполне здоровое желание производителей и трейдеров минимизировать свои убытки, хотя бы отчасти компенсировать те огромные потери, которые несет большинство предприятий ГМК из-за отсутствия экспорта и взятых на себя обязательств. На Европейском рынке присутствуют те же тенденции.

Таким образом, замедленная реакция на изменение мировых цен на металлопрокат – это только показатель «отсталости» экономики в целом и ее нездорового сейчас состояния, фактического отсутствия рычагов управления, такими процессами как трудности с кредитованием и инфляция. Европейская и азиатская экономики, как более развитые и устойчивые проще справляются с такими задачами и дают возможность рынкам быстрее выходить из кризисных ситуаций, в том числе быстрее реагировать на изменение цен.

2. В любом бизнесе для достижения положительного результата необходим прогноз, хотя бы самый краткосрочный, а он в свою очередь возможен при условии, что хотя бы одна из точек отсчета будет относительно постоянной или предсказуемой. Например – уровень цен на сырье, энергоносители. Или курс национальной валюты. Или уровень инфляции и объем потребления… Таким образом, дно, на мой взгляд, достигается тогда, когда появляется хотя бы одна точка опоры. Пока еще я не могу с уверенностью сказать, что такая стабильность появилась. То есть, как бы это не звучало, я считаю, что дно кризиса не достигнуто. И ситуация на рынках будет продолжать усугубляться. С надеждой ожидаем стабилизации и развития на Европейском рынке. Как только произойдет оживление в Европе, сразу же и у нас «вздохнут» производители. Машиностроительный комплекс, химики, металлурги и многие другие смежные отрасли.

Считаю, что сегодня правительство должно уделять максимум внимания и заботы среднему и малому бизнесу, небольшим потребителям, тем, кто так или иначе создает «розницу» и пусть и небольшой, но стабильный объем потребления. Главное, чтобы выжили они – конечные потребители.

Думаю, что объемы потребления металлопроката будут продолжать снижаться. На фоне этого должен создаться некий дефицит. Он и совпадет с «дном» кризиса, обозначит реальный минимальный объем потребления металлопродукции и даст почву для новых прогнозов и планов. Хотелось бы, чтобы произошло это как можно скорей и безболезненней для всех. Но говорить о конкретных сроках я не хотел бы.

Мы благодарим Александра Николаевича и Юрия Владимировича за интересные и подробные ответы.