Обзор рынка цветных металлов — 12.12.2019

Основные изменения, происходившие в последние несколько месяцев на мировом рынке цветмета, были связаны не столько с реальными переменами конъюнктуры, сколько с разочарованиями и надеждами рынка. Главные причины ценовых скачков остались теми же: новости, связанные с изменившимися правилами индонезийского никелевого экспорта, и полная ожидаемых неожиданностей «трагикомедия», где главные роли исполняет дуэт «заклятых друзей» (США и КНР). Поэтому котировки цветных металлов непредсказуемо метались то вверх, то вниз в зависимости не от реальных изменений (например, в потреблении), а от новостей, задающих тон торговле «сегодня на сегодня».

Хотя в пределах 2–3-месячного интервала вычленить доминирующее направление в хаотических прыжках расценок является делом достаточно непростым. Годовые итоги изменения цен сомнений не оставляют (за исключением никеля, чей головокружительный взлет стимулировали жесткие экспортные ограничения, введенные индонезийскими властями) — общая ценовая динамика цветмета является отрицательной. Впрочем, цены на никель сейчас также движутся вниз. Они находятся на высоком уровне потому, что просто не успели опуститься до более вменяемого уровня после своего недавнего суперскачка на уровень пятилетних максимумов. Благодаря этому стоимость никеля все еще приблизительно на 20 % превышает котировки, которые отмечались в начале текущего года. Учитывая то, что потребности рынка за последние три месяца существенно не изменились, можно прогнозировать, что коррекция цен на никель в ближнесрочной перспективе продолжится, тем более что, судя по всему, промышленное производство в развитых странах мира в 2020 г. покажет нам более скромные результаты, нежели прогнозировалось ранее.

Отрицательное годовое движение расценок на цветные металлы подтверждается свежими статданными по горнорудным компаниям за 2019 г. Особенно выразительно они выглядят в странах постсоветского пространства, значительная часть бюджета которых наполняется за счет экспорта цветных металлов. К примеру, горнорудная промышленность Таджикистана в текущем году из-за падения цен на медь недосчиталась приблизительно 55 млн долларов. По официальным данным на такую сумму уменьшились размеры выручки, которую планировалось получить в 2019 г. от продажи меди.

Динамика цен на медь (LME) и нефть марки Brent (Лондон)

Рис. 1. Динамика цен на медь (LME) и нефть марки Brent (Лондон)

Динамика цен LME на медь и никель с начала 2015 г.

Рис. 2. Динамика цен LME на медь и никель с начала 2015 г.

Динамика цен LME на алюминий и цинк с начала 2015 г.

Рис. 3. Динамика цен LME на алюминий и цинк с начала 2015 г.

Общее падение расценок на цветмет привело к тому, что страны, экспортирующие цветные металлы, теперь часто вынуждены продавать большие объемы сырья просто для того, чтобы удержать свои доходы на уровне прошлого года. В свою очередь, увеличенное предложение в условиях вянущего рынка отнюдь не благоприятствует росту цен. В данный момент это касается прежде всего алюминия, заметное увеличение биржевых складских запасов которого начинает вызывать опасения в том, что избыточное предложение данного металла приведет к новому обвалу цен. Рост запасов алюминия сейчас более заметен, так как его крупнейший потребитель — Китай — по итогам 2019 г. должен сократить видимое потребление данного металла приблизительно на 1,5 %, по предварительным подсчетам шанхайских аналитических агентств. Этот показатель в текущем году должен уменьшиться приблизительно до уровня 36 млн тонн. Впрочем, на размеры китайского экспорта алюминия это не окажет никакого влияния, что позволит неустойчивому глобальному рынку цветмета избежать лишних потрясений (согласно прогнозам, производство алюминия в КНР в текущем году будет на 1,8 % меньше, чем в 2018 г.).

Впрочем, даже наличие спроса сегодня не гарантирует увеличения цены. Примером тому служат статданные по никелю. Несмотря на то, что падающие складские запасы никеля, по информации Лондонской биржи металлов, уже подбираются к уровням десятилетних минимумов, ценовая динамика в этом сегменте остается отрицательной, а о стабилизации расценок речь не идет.

Медь, в отличие от падающего никеля, в данный момент прыгнула вверх. Основным катализатором данного процесса выступили новости о возможном позитивном разрешении очередного раунда торговых переговоров между США и Китаем. На этом этапе, характеризующимся новым (сложно сказать, каким по счету с весны 2018 г.) «потеплением» отношений, высокие стороны договорились о том, что будут постепенно снижать введенные ранее ввозные пошлины. При этом речь не идет о разрешении торговых противоречий в целом. В совместных заявлениях говорится лишь о намерении ослабить напряжение, которое в этом затянувшемся споре недавно вышло на новый, более «горячий» уровень. Данный процесс «потепления» стороны крайне сдержанно и толерантно именуют «первой фазой» будущей сделки. В переводе на простой язык это означает, что каких-либо серьезных изменений в ближайшее время не предвидится. Продолжение «холодного противостояния» КНР и США сулит нам дальнейшее охлаждение мировой экономики со всеми прелестями этого процесса: падением уровня деловой активности, вялым спросом и дальнейшим снижением спроса на цветные металлы.

 

Издательство "Металлика"