Обзор рынка катанки

Начиная со второй половины мая, расценки на катанку в Украине стабилизировались и с тех пор существенно не изменялись. Это соответствует общему характеру динамики цен на металлопрокат внутреннего рынка. Благодаря тектоническим сдвигам рынка внешнего (то в одну, то в другую сторону), сейчас, при анализе цен на прокат, следует скорее рассматривать цены на металл «в общем»: недельные темпы изменения расценок зачастую превышают разницу в цене между отдельными видами представленных на рынке товаров.

Как следует из рис. 1, внутренние расценки на катанку двигались практически синхронно аналогичным расценкам для арматуры, несколько отставая от них в абсолютном выражении. Последнее обстоятельство нетипично, так как обычно производители котируют катанку несколько дороже арматурного проката (на 10-15 $/т). В целом их себестоимость очень мало отличается, а характер ценовой динамики определяется котировками более популярного товара из этой пары – арматуры. Она, в свою очередь, является для украинских производителей одним из главных экспортных товаров, поэтому особенно чутка к изменениям внешнего рынка.

Динамика цен внутреннего рынка на арматуру и катанку

Рис. 1. Динамика цен внутреннего рынка на арматуру и катанку (для партии металла массой 5 т, с НДС)
Динамика экспортных цен украинских производителей на арматуру, катанку и квадратную заготовку (полуфабрикат)

Рис. 2. Динамика экспортных цен украинских производителей на арматуру, катанку и квадратную заготовку (полуфабрикат) Сравнительная динамика цен внутреннего рынка (очищенных от НДС) и экспортных расценок на катанку

Рис. 3. Сравнительная динамика цен внутреннего рынка (очищенных от НДС) и экспортных расценок на катанку

Так случилось, что этой весной экспортные цены на арматуру росли быстрее, нежели расценки на катанку. Арматура, как один из основных товаров для строительной отрасли, была предметом ажиотажного спроса (прежде всего, на Ближнем Востоке). Катанка, хотя и не относилась к дефицитным товарам, подтягивала свои расценки просто «за компанию». Причины весеннего ажиотажа мы не раз анализировали – это была спонтанная реакция рынков на четко обозначившийся тренд к повышению расценок в результате увеличения себестоимости металла. Последняя, в свою очередь, резко выросла после введения новой системы ценообразования на рудное сырье. Внес свою лепту во всеобщее подорожание и отложенный спрос на длинномерный прокат в ближневосточном регионе. В результате на одном из главных для Украины экспортных рынков внезапно возник дефицит, который не только спровоцировал рост цен, но и потребовал срочных поставок, вымывая значительные объемы арматуры из украинского рынка. Дефицит арматуры изменил дислокацию и обосновался у нас (в то время, как спрос на катанку оставался более умеренным).

Совокупность данных факторов и привела к более быстрому увеличению расценок на арматуру. По мере торможения внешних рынков в апреле, экспортные расценки на катанку вновь стали превышать таковые для арматуры. Впрочем, вскоре и те, и другие устремились вниз едва ли не с большим напором, нежели перед этим росли. Виной тому – увеличившееся сверх меры производство металла вообще и длинномерного в частности. При этом в важном для Украины ближневосточно-средиземноморском регионе нашим производителям был нанесен удар с неожиданной стороны.

Страны Южной Европы переживают сейчас нелегкие времена. Угроза масштабного финансового кризиса парализовала строительную отрасль. Тем не менее, итальянские и испанские производители длинномерного проката пошли на поводу общих мировых настроений и увеличили производство проката. Сейчас же они вынужденно распродают излишки по демпинговым ценам (благо, ослабевшее евро им в этом только помогает). Это и стало неприятным сюрпризом для украинских производителей, расценки которых внезапно перестали быть самыми дешевыми.

Ради справедливости отметим, что едва ли не большую конкуренцию для украинских металлургов составляют их турецкие коллеги, которые значительную долю своей продукции производят на электросталеплавильных заводах. На восходящей ветви цикла расценок они не являлись нашими конкурентами – параллельно обычно растут цены на лом, увеличивая себестоимости электрометаллургии. Но теперь ситуация зеркально поменялась – цены падают, заводы сокращают производство (и, соответственно, закупки сырья, прежде всего – лома). Сбор лома, кстати, сезонно увеличился, что приводит к ощутимому проседанию котировок на него и ставит турецких сталеваров в выгодное (по сравнению с украинскими металлургами) положение. Все эти факторы создают более чем комфортную среду для ближневосточных потребителей. За их благосклонное внимание соревнуются украинский, турецкий и европейский длинномерный прокат, поочередно сбивая цены. Впрочем, на носу месяц Рамадан, а значит, сколько-нибудь серьезного увеличения закупок в регионе ждать не приходится.

Увеличение расценок обязательно начнется – ведь нынешний их уровень вызван распродажей излишков производства по цене зачастую ниже себестоимости. Вопрос в том, когда и насколько сильно цены опять начнут расти. Некая стабилизация намечается сейчас в Восточной Азии, что является в целом положительным сигналом для всего мирового рынка, поскольку именно этот регион является ныне законодателем глобальных тенденций. Оптимизма прибавляет и недавнее решение китайского правительства понемногу укреплять юань, что, по идее, должно несколько ограничить экспортный потенциал металлургов Поднебесной. Понимание того, что рынок достиг дна и дальше падения не предвидится, могло бы поспособствовать достаточно быстрому восстановлению расценок, если бы не «мертвый» летний сезон.

Внутренний рынок традиционно благосклонно принял повышение и столь же неохотно снижает расценки. Интересно, кстати, что на нем «заморозилась» ситуация начала весны, когда арматура была дороже катанки, хотя сейчас все уже наоборот. И оба этих товара в позиции «на экспорт» существенно (на 170-180 $/т) дешевле, нежели цены внутренние. Трейдеры безусловно не хотят распродавать закупленные по немалым весенним ценам объемы проката. Да и вновь поступающие, дешевые, хочется реализовать по сложившемуся уровню цен, неплохо при этом заработав. Однако если восстановление мирового рынка затянется до осени, на украинский рынок, не исключено, успеют зайти партии товара из того же ЕС, ведь маржа, как минимум, в 150 $/т – неплохой бонус. Рискнем предположить, что проседание рынка в июле в любом случае неизбежно, вопрос только в том, какие темпы приобретет данная тенденция. Это зависит в свою очередь от быстроты восстановления рынков внешних. Быстрый рост мировых рынков, если таковой случится, сделает ненужной серьезную коррекцию цен внутренних. В данном случае украинские расценки будут снижаться до конца лета на 10-15 $/т в месяц. При сохранении внешних расценок на нынешнем низком уровне до конца лета (или незначительном их увеличении) на внутреннем рынке складываются предпосылки для более масштабного уменьшения расценок – ориентировочно на 30-50 $/т в месяц.

Максим Рассоха

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
i
4
z
p
Введите код, указанный выше без пробелов и с соблюдением регистра