Общий обзор рынка черного металла

Резкий рост цен на украинском рынке металла в апреле существенно замедлился к началу мая. Ситуация на внутреннем  рынке является отражением неопределенности на рынках внешних. Судя по всему, этап динамичного увеличения цен позади, начинается период осторожных колебаний вокруг нового положения равновесия.

На рис. 1 отображена динамика цен на товары, наиболее общим образом отражающие положение дел в секторе длинномерного (арматура и уголок), плоского (г/к лист) и трубного (электросварные трубы) металлопроката. Быстрее всего в апреле росли виды проката, занимающие наибольшую долю в структуре торговли – арматура и горячекатаный лист. Причем если до середины апреля по темпам увеличения цен лидировал плоский прокат, то к началу мая на рынке листа наметилась стабилизация. В то же время длинномерный прокат (арматура, уголок) продолжал рост, пусть и не столь впечатляющий, как ранее. Увеличение цен в сегменте трубного проката ощутимо отставало от динамики плоского проката: цены на лист, будучи главной составляющей себестоимости трубных изделий, естественно, толкали их вверх. Однако уровень цен на трубы, сформированный ранее и так был достаточно высоким, вследствие чего динамика трубного сегмента, повторяя по форме динамику сегмента листового, по абсолютным показателям была значительно более скромной.

Причины столь резкого подъема на украинском рынке металла неоднократно рассматривались и находятся у всех на слуху, но вкратце напомним основные из них:

Динамика расценок на отдельные виды металлопроката в Украине

Рис. 1. Динамика расценок на отдельные виды металлопроката в Украине (для партии металла массой 5 т, с НДС)
 

Сравнительная динамика цен на длинномерный прокат: украинских экспортных, украинских внутренних и мировых

Рис. 2. Сравнительная динамика цен на длинномерный прокат: украинских экспортных, украинских внутренних и мировых
 

Сравнительная динамика цен на плоский прокат: украинских экспортных, внутренних и мировых

Рис. 3. Сравнительная динамика цен на плоский прокат: украинских экспортных, украинских внутренних и мировых

  • Завершившиеся между металлургами Восточной Азии и поставщиками руды переговоры по новым ценам на сырье взвинтили себестоимость металла минимум на 150 $/т, что вынудило производителей по всему миру увеличить расценки.
  • Наступление периода определенности с ценовой ситуацией (цены будут однозначно повышаться) активизировало отложенный спрос и вызвало ажиотаж на рынках.
  • Фундаментальный характер повышения цен вселил в украинских производителей и трейдеров уверенность в невозможности резкого отката рынков от занятых ценовых уровней, что позволило им с чистой совестью поднять внутренние цены практически синхронно с динамикой рынков внешних.

К началу мая внешние рынки оказались в двойственной ситуации. С одной стороны, продавленная рудными компаниями система ценообразования предусматривает ежеквартальный пересмотр цен (с учетом средних спотовых расценок на руду за прошедшие три месяца). Уже сейчас очевидно, что цены на сырье в третьем квартале будут еще выше, чем теперь, и, чтобы скомпенсировать грядущее увеличение себестоимости, цены на металл должны подняться минимум на 50-70 $/т (по сравнению с их уровнем в конце апреля). То есть, налицо стимул к дальнейшему росту цен, пусть и не столь бурному как до сих пор.

Однако начало мая посеяло тревогу в рядах металлургов. Собственно они сами оказались в этом виноваты, так как не только подняли расценки, но и увеличили выплавку стали на фоне достаточно неустойчивого реального спроса. Первоначально, на волне ажиотажа при пополнении истощившихся запасов, потребители приняли повышение, но теперь покупатели «застыли в ожидании», чему поспособствовали:

  • пополнившиеся запасы;
  • угрозы китайского правительства ужесточить кредитную политику с целью не допустить перегрева экономики (что, очевидно, сократит спрос на металл в Поднебесной);
  • ожидания лучшего выбора: металлурги слишком быстро увеличили выпуск продукции, а значит, кто-то для поддержания  конкурентоспособности будет вынужден демпинговать.

Такого рода ситуация не замедлила сказаться на рынке, где ажиотажная составляющая цены была особенно высока – торговля длинномерным прокатом на Ближнем Востоке основательно затормозилась (рис. 2). Расценки в Восточной Азии основывались на реальном спросе, однако и там они либо остановили свой рост, либо даже несколько просели (рис. 3). Вслед за общемировыми тенденциями не замедлили упасть и экспортные цены украинских металлургов.

Регион Ближнего Востока – Северной Африки, находясь в непосредственной близости от Евросоюза не мог не испытывать на себе последствия финансовой нестабильности в еврозоне, связанной с долговыми проблемами Греции и других стран Южной Европы. Кроме общей нервозности и ухудшения делового кризиса, произошло банальное падение курса евро, что резко улучшило конкурентоспособность европейских металлургических компаний. Теперь украинским экспортерам, чтобы как-то удержаться на европейском рынке, приходится идти на значительные уступки. Более того, европейский металл становится вполне конкурентоспособен по ценовым параметрам и на внешних (относительно ЕС) рынках – если и не для Персидского залива, то для Северной Африки точно. Это, естественно, сужает пространство маневра украинских и турецких металлургов, а значит – их экспортные цены падают.

Насколько долго продлится подобная ситуация? Снижение расценок на Ближнем Востоке уже убрало из цены ажиотажную составляющую, а в Восточной Азии ее, по сути, и не было. Таким образом, по состоянию на середину мая цены мирового рынка находятся на уровне начала года плюс 150 $/т (что, как упоминалось, вызвано ростом себестоимости на те же 150 $/т). Понимание этого факта, а также необходимость учитывать вероятное повышение расценок ближе к третьему кварталу, скорее всего вновь разморозит спрос. Это, вероятно, не приведет к сколько-нибудь ощутимому росту в ближайшие недели, но, похоже, стабилизирует нынешний уровень расценок (если только неопределенность с европейскими финансами не спровоцирует какое-нибудь очередное глобальное потрясение).

Насколько отразится нынешняя ситуация на внутреннем рынке, покажет время, но отметим, что цены украинского рынка длинномерного проката (со снятым НДС) превысили экспортные на 70-80 $/т. Это достаточно существенная переоценка, поэтому если в ближайший месяц рост и продолжится, то будет, скорее всего, достаточно скромным. Очевидно, в данном сегменте стоит ожидать некоторой стабилизации. Несколько сложнее ситуация с плоским прокатом. Превышение внутренних цен над экспортными расценками невелико (20-30 $/т) и сформировалось оно в первую декаду мая за счет снижения последних. Это значит, что ситуация вполне может «выровняться». На это указывает достаточно стабильный спрос в Восточной Азии и намерение тамошних металлургов скомпенсировать грядущее удорожание руды дальнейшим увеличением расценок.

Благодаря более быстрой динамике восстановления украинского машиностроения (по сравнению со строительством), спрос на плоский прокат на внутреннем рынке растет быстрее, чем на длинномерный. Совокупность этих факторов приведет, скорее всего, к продолжению роста на рынке листа в Украине. Очевидно, что до конца июня говорить о сколь-либо серьезной динамике не приходится, однако темпы роста обещают быть все же более высокими, нежели у арматуры. 

Максим Рассоха

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
                                                                     
88888888ba ad888888b, 88 88 I8, 8 ,8I
88 "8b d8" "88 88 88 `8b d8b d8'
88 ,8P a8P 88 88 "8, ,8"8, ,8"
88aaaaaa8P' ,d8P" 88 88 Y8 8P Y8 8P
88""""88' a8P" 88 88 `8b d8' `8b d8'
88 `8b a8P' 88 88 `8a a8' `8a a8'
88 `8b d8" Y8a. .a8P `8a8' `8a8'
88 `8b 88888888888 `"Y8888Y"' `8' `8'

Введите символы, изображенные псевдо-графикой выше