Новый налоговый кодекс Украины: что он сулит металлоторговцу?

После завершения парламентских каникул, в кулуарах Верховной Рады снова развернулась широкая дискуссия относительно проекта Налогового кодекса. За всю историю независимости Украины, наверное, ни один законодательный акт (за исключением конституции и некоторых политических «лозунгов») не подвергался такой обширной критике со стороны как политиков и бизнесменов, так и простых обывателей. И это не удивительно. Налоги играют ключевую роль в распределении доходов бизнеса и наполнении бюджета государства.

Потребность в существенном реформировании налоговой системы Украины назрела уже давно, о чем неоднократно говорили отечественные и зарубежные эксперты. Внушительная численность налогов, сложности их администрирования и высокий уровень налоговой нагрузки на бизнес многократно подвергались критике со стороны бизнес-сообщества. Сама идея налоговых реформ (в представлении законодателя) весьма благородна – создание единой системы налогового регулирования. Однако на сегодняшний день рассчитывать на быстрое принятие и эффективную работу налогового кодекса сложно. На сегодняшний день через парламент уже прошло более трех различных проектов налогового кодекса (по некоторым оценкам – от 3 до 6) и ни один из них не получил полную поддержку парламентариев, бизнесменов и независимых экспертов. А впереди уже 2011 год. Риск того, что введенный налоговый кодекс будет основательно дорабатываться на протяжении всего следующего года, сохраняется высокий. Это значит, что все это время бизнес будет находиться в состоянии неопределенности (относительно порядка уплаты отдельных налогов) и станет реализовывать отдельные инвестиционные проекты весьма и весьма осторожно.

Какие же новации несет новый налоговый кодекс Украины и как его введение отразится на работе металлоторговых компаний? Ниже мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Из последних редакций проекта налогового кодекса можно сделать вывод, что законодатель предпринял попытку  разделить бизнес в стране. Взяв за основу критерий совокупных доходов, полученных на протяжении года, можно выделить следующие категории:

  • Малый бизнес
    К нему отнесены предприниматели, получившие за год не более 300 тыс. грн совокупного дохода. Предпринимателям этой группы разрешено использовать до 2 наемных работников. Помимо единого налога, уплате подлежат взносы в Пенсионный фонд (от минимально установленного размера заработной платы).

  • Средний бизнес
    В этой группе величина совокупных доходов повышена до 3 млн грн в год. На предприятия этой группы можно оформить до 10 наемных работников с уплатой подоходного налога в бюджет и отчислений в Пенсионный  фонд. Прибыль среднего бизнеса в течение первых пяти лет (с момента открытия) облагается по нулевой ставке.

  • Крупный бизнес
    К числу «крупных» отнесены компании, не вошедшие в предыдущие две группы – то есть имеющие совокупные доходы на протяжении года в размере более 3 млн грн. Ставка налога на прибыль по этой группе снижена с 25 % до 19 %. В дальнейшем, уровень налога на прибыль ежегодно будет снижаться на 1 % и в 2014 году сохранится в пределах 16 %. Помимо этого, для отдельных отраслей (сельское хозяйство, легкая промышленность, авиастроение, судостроение, отдельные направления энергетики) на протяжении 10 лет будет установлена нулевая ставка налога на прибыль.

На первый взгляд налоговый кодекс способен снизить налоговую нагрузку на бизнес. Но настораживает дата, с которой нововведения должны вступить в действие, – 1 января 2011 года. Столь сжатые сроки могут привести к сложностям в администрировании налогов и, вполне вероятно, к спорам с контролирующими органами. Сомнительно, что налоговая служба успеет к следующему бюджетному году разобраться в новом порядке начисления и уплаты налогов. Поэтому споры неизбежны, а пострадают в них конкретные предприятия и предприниматели (в нашей стране традиционно наказывают того, кто платит). Для решения этой проблемы в проект внесены положения об ограничении применения штрафов на первые шесть месяцев 2011 года (предлагается установить символическую сумму штрафа в 1 гривну). Это, бесспорно, ослабит нагрузку на предприятия и фискальные органы, но пока что вопрос о поддержке нормы парламентом остается открытым.

Металлоторговый бизнес, как известно, весьма дорогое удовольствие. Даже в условиях кризиса средняя стоимость тонны металлопроката превышает 5 тыс. грн. В течение года сравнительно небольшая по размерам металлоторговая компания продает от 1000 тонн металла. Следовательно, металлоторговый бизнес (в случае введения нового налогового кодекса) имеет все шансы попасть в разряд крупного бизнеса. Но как быть с упрощенной системой налогообложения? Ведь для упрощения учета и получения наличности за товар металлотрейдеры зачастую прибегают к регистрации частных предпринимателей из числа сотрудников фирмы. Предприниматели, реализуя товар  металлотрейдера, по договорам комиссии могли осуществлять продажу за наличный расчет и не прибегать к сложному учету подобных операций. Именно таким образом удовлетворялись потребности значительной части клиентов (как правило, физических лиц и небольших предпринимателей), для которых он был удобен и прост одновременно (не нужно осуществлять платежи в безналичной форме и ждать подтверждения факта оплаты из банка, забирать металлопродукцию со склада можно сразу после ее оплаты и т.д.).

Со вступлением в действие налогового кодекса, порядок налогообложения физических лиц-предпринимателей изменится не в лучшую сторону, так как:

  • предел максимальной сумы дохода, полученной в течение года, снижен до 300 тыс. грн;
  • из перечня разрешенных видов деятельности предпринимателя исключена оптовая торговля и посредничество в торговой деятельности;
  • ставки единого налога дифференцированы по видам деятельности и зависят от территории, на которой ведет работу предприниматель. Для населенных пунктов численностью до 150 тыс. человек ставка единого налога составляет 200 грн в месяц. Для других населенных пунктов, ставка повышена – от 200 до 600 грн. Предприниматели, которые ведут деятельность не по месту государственной регистрации, обязаны уплатить в бюджет и того больше – 1500 грн ежемесячно;
  • плательщики единого налога утрачивают прежнюю возможность уплачивать НДС. К тому же предприятиям будет запрещено относить на валовые расходы сумму полученных от единоналожника товаров, работ или услуг. Подумайте только, как это скажется на предпринимателях, спросе на их продукцию? Крупные предприятия при работе с частным предпринимателем на едином налоге потеряют от 20 до 50 % средств (в виде уплаченных налогов – на прибыль и НДС).

Таким образом, металлотрейдеры теперь вряд ли смогут пользоваться услугами предпринимателей для упрощения работы с физическими лицами или небольшими фирмами за наличный расчет. А это составляет реальную угрозу не только для региональных компаний, но и для системных металлотрейдеров, имеющих небольшие склады в нескольких городах и ведущих там торговлю от лица частных предпринимателей.

Работа металлоторговых компаний с развитой филиальной сетью в условиях нового налогового кодекса требует отдельного рассмотрения. Согласно проекту, филиалы (даже если они не имеют статуса отдельного юридического лица) обязаны сдавать налоговые декларации самостоятельно. При этом не допускается перекрывать убытки одних филиалов за счет других или головного предприятия. Этим новый налоговый кодекс существенно ограничивает возможности налогового планирования в крупных металлоторговых компаниях и усложняет (и без того непростой) налоговый учет в них.

К негативным моментам нового кодекса отнесем и попытку усилить полномочия налоговых органов. В проекте налоговым органам дозволено проводить внеплановые проверки без предупреждения, если в течение двух отчетных периодов налогоплательщик показывает убытки. Количество проверок налоговых органов при убыточной деятельности не ограничено (впрочем, как и их продолжительность). Нетрудно предположить, что в условиях снижения потребления металла на внутреннем рынке металлоторговцы могут нести убытки – а это привлечет внимание налоговых органов.

А теперь о положительных нововведениях кодекса. Снижение ставки налога на прибыль для крупного бизнеса (к нему по новым критериям будет отнесена и торговля черными металлами) можно считать своевременной мерой для бизнеса. Правильной, на наш взгляд, будет и практика льготных режимов налогообложения для авиационной и судостроительной отраслей. Эти меры способны поддержать сокращающийся спрос на металл на внутреннем рынке.

В целом, проект налогового кодекса выгладит довольно «сырым» и заслуживает отправки на существенную доработку (лучше всего – представителями бизнеса). Пугает поспешность, с которой различные проекты выносились на рассмотрение в парламенте и так же быстро пропадали в стенах Рады. Серьезность принимаемого документа требует его глубокого анализа в среде бизнеса, на что может уйти не один месяц. Лишь после этого проект может получить всеобщее одобрение, и (самое главное) лояльное отношение налогоплательщиков, что очень важно в дальнейшей перспективе.

Дмитрий Ткалич

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
S
K
P
v
Введите код, указанный выше без пробелов и с соблюдением регистра