Сталь на экспорт

Молниеносный экономический спад, сковавший Украину, по масштабам вполне корректно можно сравнить с Великой Депрессией, свирепствовавшей в 30-е годы в США. Но если Штаты четыре года балансировали на грани социальной и экономической катастрофы, то украинские производители металла в очередной раз продемонстрировали миру поразительную способность к выживанию. Не дождавшись никаких конкретных шагов правительства по стимулированию внутреннего рынка (поддержки отечественного машиностроения, размещения заказов на железнодорожные вагоны, массового строительства дорог и т.п), металлургические предприятия вынуждены были решать свои проблемы практически самостоятельно.

В докризисные времена на внешние рынки попадало порядка 75-80% произведенного в Украине металла. Сейчас, по различным оценкам, эта цифра увеличилась, как минимум, до 80-85%, т.к. внутренний рынок просел заметно сильнее внешнего, уменьшив таким образом свою долю потребления. Основой благополучия и основной надеждой наших металлургов остаются экспортные поставки. Основную выгоду экспортных операций метпроизводители видят в высокой платежеспособности иностранных компаний.

Сложный период

«Такого сложного периода, как с октября 2008 года до мая 2009 года, мы, наверное, не переживали никогда, этому кризису присуща своя, особенная, специфика. Сравнивать его с тем, что когда-либо было раньше, наверное будет просто некорректно», — вспоминает заместитель генерального директора ММК имени Ильича, начальник ОВЭС Сергей Иванович Савчук.

По его словам, конкуренция на внешних рынках с началом кризиса чрезвычайно ужесточилась, особенно в самые сложные месяцы – с октября по март. «В области экспортного ассортимента отмечалось значительное сокращение (особенно до июня) объемов заказов на толстолистовую продукцию. Сейчас этот сложный этап понемногу проходит и мы уже можем загружать наш «Стан 3000» примерно на 50%», — заметил Сергей Иванович. «Также в период с октября по декабрь 2008 года, очень резко снизились по всем позициям средние объемы заказа. Сегодня мировые цены на прокат снова поползли вверх, в результате чего наш средний объем экспортного заказа стал практически таким же, как в докризисный период».

Плюс или минус?

Работая в стиле получающего удары судьбы, но тем не менее каждый раз упорно поднимающегося на ноги «ваньки-встаньки», отечественные металлурги постепенно увеличивают объемы производства, восстанавливая утраченные ранее позиции. В немалой степени это стало возможным благодаря фактору, который ранее трактовался исключительно в негативном свете — чрезвычайно сильной экспортоориентированности отечественного производителя.

Принятые в большинстве развитых и развивающихся стран мира антикризисные программы по оживлению их экономик (прежде всего, в строительной отрасли) «аукнулись» для нас возможностью размещения дополнительных экспортных заказов. При отсутствии отечественного пакета мер, стимулирующих потребление стали на внутреннем рынке, рост чужого спроса на металл оказался спасительным «глотком кислорода», оживившим производство. Правда, за него пришлось заплатить отрицательным изменением товарной структуры экспорта: наиболее востребованным на чужих рынках оказался отнюдь не дорогостоящий металл высокого передела, а дешевые полуфабрикатные сляб и заготовка.

Впрочем, кризис полярно поменял оценку «выгодно-невыгодно» и в отношении структуры производимого проката. Злую шутку сыграло с европейскими и американскими металлургами их пристрастие к продажам металла высокого передела, которое в условиях кризиса внезапно превратилось в шоковый фактор. Высокотехнологичные рынки, на которые ориентировались эти производители, не просто просели, а практически упали (в том же европейском автопроме — ориентировочно на 55%). Дорогостоящий металл высокого передела потреблять в докризисных объемах пока что просто некому, что и объясняет заметно большее, чем в Украине, падение производства стали в Европе и США (в июле с.г. их производственные мощности были загружены на 50% и 45% соответственно). Чрезвычайно выгодная в обычное время система производства дорогого товара (металла высокого передела), позволявшая ранее максимально повысить рентабельность предприятия, обернулась для них бедой.

«Что касается последних изменений ассортимента металлопродукции на ЗАО «АзовЭлектроСталь» - замечу, что оно осуществлялось на основе заблаговременной (и хорошо спланированной) стратегии модернизации предприятия» - утверждает начальник отдела маркетинга сталеплавильного и прокатно-ковочного производства ЗАО «АзовЭлектроСталь» Елена Ковтун. «В результате ввода в IV квартале 2008г. в эксплуатацию новой сталеплавильной печи и машины непрерывной разливки стали, заводом был освоен новый вид экспортной продукции - непрерывнолитая заготовка квадратного и круглого сечения. В данный момент заготовка экспортируется в ряд зарубежных стран».

Конкуренция

«С начала кризиса уровень конкуренции на внешних рынках стали существенно повысился, — говорит Елена Ковтун. «Ввиду ввода новых мощностей в отдельных мировых регионах, а также переориентации производственных мощностей, высвободившихся в результате падения спроса на внутренних рынках некоторых стран, предложение практически вдвое превысило спрос.

Активными участниками рынка на данный момент остаются заказчики из Индии, Турции, Китая, Вьетнама, а вот европейские заказчики, открыто заявлявшие о наличии твердых ежемесячных заказов во втором квартале 2008 года, перешли из разряда реальных в разряд потенциальных клиентов».

«Относительно докризисного периода объемы потребления внешних рынков уменьшились сейчас, по нашей оценке, на 30-40%» — замечает Сергей Савчук. «Но наши методы конкурентной борьбы во время кризиса особо не изменились. Когда становится действительно сложно с заказами — идем на более гибкие условия оплаты. С тем, чтобы наполнить свой портфель заказов, принимаем в работу более сложные спецификации».

Основными конкурентами украинских экспортеров (не считая их конкуренции между собой) по-прежнему остаются российские и китайские производители.

Страны-импортеры

В 2009 году доля украинского экспорта снизилась: в США на 70% (до 503 тыс. тонн), в Европу на 50% (до 1 млн. 426 тыс. тонн), в страны Ближнего Востока на 10% (до 2 млн. 863 тыс. тонн), но отечественные металлурги получили возможность частично возместить потери за счет продаж своей продукции в странах Юго-Восточной Азии, Турции и, казалось бы, потерянном для экспорта Китае. Меры по стимулированию собственной экономики, предпринятые КНР, оказались столь эффективными, что эта страна, начав ощущать некоторую нехватку дешевого металла, принялась восполнять ее за счет недорогих украинских и российских поставок. Хотя, по словам отечественных производителей, неожиданная потребность Китая в заготовке явилась для них приятным сюрпризом, среагировали на него предприятия моментально. По данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза", за январь-июнь текущего года Украина экспортировала в Китай около 970 тысяч тонн проката. Для сравнения: в 2008 году этот показатель составлял 11 тысяч тонн, т.е. речь идет о повышении экспортных объемов на 880% (!).
 

Объемы потребления внешних металлорынков, в млн. т.
Регионы 2008 2009 2008
(по отношению к 2007)
2009
(по отношению к 2008)
ЕС (27) 181,5 129,2 -8,4% -28,8%
СНГ 50,0 38,4 -11,8% -23,1%
Центральная и Южная Америка 43,6 37,6 5,7% -13,9%
Африка 25,3 25,2 0,2% -0,5%
Ближний Восток 42,8 39,0 -0,9% -8,9%
Азия 693,8 637,4 2,0% -8,1%
БРИК 537,6 505,9 2,3% -5,9%
Всего в мире 1 197,4 1 018,6 -1,4% -14,9%

 По данным ЗАО «АзовЭлектроСталь»

 Специфика работы на экспорт

«Основная специфика работы производителя-экспортера, заключается в захвате своего «места под солнцем» на экономически и ментально чужом внешнем рынке, укреплении и удержании своих позиций в условиях жесточайшей рыночной конкуренции. Абсолютно необходимым условием является доведение качества своего товара до существующих мировых стандартов. Рынок металлопродукции требует от поставщика строгого выполнения «правил игры» в отношении цены, качества продукции и сроков поставки. На них зиждется репутация предприятия-экспортера, обуславливающая степень успешности торговли», — подчеркивает начальник отдела маркетинга сталеплавильного и прокатно-ковочного производства ЗАО «АзовЭлектроСталь» Елена Ковтун.

«Кроме этого, — дополняет ее зам. генерального директора ММК имени Ильича, начальник ОВЭС Сергей Савчук, — при работе на внешних рынках возникает определенная специфика, связанная с условиями платежей. Например, когда мы ведем дела с крупным конечным потребителем (таким, как компания «Marchegalia» или сингапурскими фирмами, приобретающими у нас толстый лист), то вынуждены использовать аккредитивы с рассрочками платежей. А это подразумевает специфическое умение работать с банками и предэкспортным финансированием. В нашем случае мы работаем с одним из банков Женевы, предоставляющим нам для финансирования этих сделок кредитные ресурсы под открытые аккредитивы.

Также мы в последнее все больше и больше склоняемся к работе с конечным потребителем. В частности, до кризиса напрямую с итальянской компанией «Marchegalia» (являющейся для нас конечным потребителем) мы не работали. Нас сблизило обоюдное желание исключить «лишние звенья» в общении, что позволило «Marchegalia» снизить закупочные расходы, а нам — увеличить прибыль». 

 

Экспорт украинской стали по странам в 2009г.
ЕС- 21%
Турция-13%
Россия -11%
Прочие – 55%

Ожидаемое падение спроса на украинскую сталь в 2009г.
ЕС- 15-20%
Турция-20-25%
Россия -20-30%
Прочие – 10-15%

По данным ЗАО «АзовЭлектроСталь»

Не было бы счастья

Сохранить и оперативно переориентировать портфель заказов Украине во многом удалось благодаря сразу нескольким факторам, не последним из которых по значению является девальвация гривны, значительно снизившая себестоимость продукции в пересчете на доллар или евро (ценовую конкуренцию украинскому производителю тут могут составить разве что россияне, опирающиеся на более дешевые энергоресурсы). По отношению к заготовке это выражается в следующих цифрах: средняя докризисная себестоимость в Украине — $585, сегодняшняя — порядка $255 за тонну. В то же время, себестоимость аналогичной продукции в Китае составляет сегодня, в среднем, $333, что в большой степени является не только следствием укрепления курса юаня к доллару (6,83 вместо традиционных 8,3), но и результатом неудачных переговоров КНР с Rio Tinto по ценам на железорудное сырье. Скидки в 33% от прошлогодней цены по долгосрочным договорам, которую смогли получить китайцы (пытавшиеся прожать не менее 40%) недостаточно для восстановления конкурентоспособности китайской стали на докризисном уровне. Данное стечение обстоятельств весьма поспособствовало открытию для экспорта рынка Поднебесной: традиционным украинским «тузом в рукаве» является наличие собственных сырьевых ресурсов. Благодаря тому, что внутренние цены на украинское сырье (в пересчете на валюту) также пошли вниз, а конструктивный диалог украинских металлургов и поставщиков ЖРС практически зафиксировал эти расценки, наша страна успешно потеснила экспортных конкурентов в Азии и на Востоке. Характерно, что доля Китая в структуре экспорта украинского ЖРС в январе—июне этого года выросла относительно прошлого года почти в 2,5 раза — с 25% до 62% (всего в первом полугодии из украинских портов в Китай ушло порядка 6,5 млн. тонн ЖРС).

Третьим кризисным фактором, сработавшем в пользу отечественного экспортера, были ставки морского фрахта, упавшие до рекордно низких отметок: индекс стоимости фрахта Baltic Dry, взявший в мае 2008 года «рекордную высоту» в 11 793 пункта, завершил декабрьские торги на 774 пунктах (по итогам всего года, т.е. с января — снижение более, чем на 91%). В этом контексте становится понятным, что отмечавшееся в июне 2009 года увеличение индекса Baltic Dry в 5,3 раза (относительно декабрьских показателей) в реальности является далеко не столь грандиозным, как кажется на первый взгляд. Без дешевых морских перевозок украинская экспортная «экспансия» на азиатские рынки стала бы невозможной.

Мораторий

Роль внутренней подпитки, помогающей украинским металлургам держаться на плаву, играет продленное до 1 октября с.г. знаменитое постановление № 925 о мерах по стабилизации ситуации в горно-металлургическом и химическом комплексах, предполагающее мораторий на повышение тарифов на грузовые ж/д перевозки, сдерживание цен на коксующийся уголь, снятие для металлургов и химиков целевой надбавки на природный газ, а также фиксацию для них стоимости электроэнергии на уровне 1 ноября 2008 года. Благодаря заморозке тарифов, стоимость этих ресурсов для отечественных производителей стала фактически фиксированной, в отличие от постепенно повышающихся мировых цен на металл. Данные «ножницы» увеличивают ценовой ресурс конкурентоспособности украинского импорта, повышая шансы экспортеров закрепиться на внешних рынках.

«Тем не менее, взаимоотношения производителя и украинских властей остаются сложными», — замечает заместитель генерального директора Мариупольского металлургического комбината имени Ильича. «Нужно отдать должное, власти пошли нам навстречу в отношении продления моратория, но с другой стороны, НДС нам возвращается крайне тяжело. А ведь в условиях сегодняшней экономики, когда рентабельность если уж не минусовая, то лишь чуть выше нуля, без возмещения НДС моментально начинает ощущаться нехватка оборотных средств. Тут мы находимся в очень сложном положении».

Состояние отрасли

Следует заметить, что хотя спрос на прокат на международных рынках начинает понемногу увеличиваться, состояние украинской металлургической отрасли в целом остается очень непростым. Говорить, по общему мнению, пока что стоит скорее о появившихся «тенденциях выздоровления больного», а не о его новых успехах. По сводным данным, за 7 месяцев 2009 года украинское производство чугуна составило лишь 66,5% от уровня 2008 года (14,332 млн. тонн), стали — 63,8% (16,277 млн. тонн), готового проката — 66,5% (14,579 млн. тонн). Общий уровень спроса на сталь на внутреннем рынке Украины в этом году (даже при относительно благополучном развитии ситуации) вряд ли поднимется выше 75% относительно того, что было потреблено в 2008 году.

«Очень хочется, чтобы у правительства появилась наконец какая-то конкретная программа по стимулированию внутреннего рынка, которая финансово обеспечивала бы осуществление проектов. Какими они конкретно могут быть — определять, конечно, руководителям страны, но эти проекты должны хоть немного активизировать внутренний рынок», — говорит Сергей Савчук.

Что повысит перспективу

В числе основных конкретных мер, которые реально могли бы помочь «встать на ноги» отечественному производителю, заводы-экспортеры называют:

  • обеспечение быстрого возврата НДС экспортерам (для восполнения оборотного капитала и укрепления конкурентоспособности);
  • проведение переговоров на правительственном уровне с основными торговыми партнерами Украины для того, чтобы не допустить ухудшения доступа украинской стали на внешние рынки;
  • стимулирование правительством внутреннего спроса путем размещения госзаказов на массовое строительство мостов, дорог, ж/д путей и прочей инфраструктуры;
  • повышение конкурентоспособности украинского производителя в долгосрочной перспективе (стимулирование модернизации устаревших мощностей путем упрощения условий ввоза и амортизации промышленного оборудования, льготного кредитования промышленных предприятий);
  • создание государственной гибкой системы переквалификации и трудоустройства трудовых ресурсов, которые будут освобождаться в результате последующей модернизации и оптимизации сталелитейной отрасли.

К сожалению, в данный момент подавляющее большинство вышеперечисленных мер можно отнести только к области благих пожеланий. Тем не менее, какое-то время спустя (скорее всего, после президентских выборов) определенные пункты данного пакета правительству все равно придется понемногу воплощать в жизнь. К этому подталкивает ежегодно повышающийся уровень мировой конкуренции — рынок отторгнет неконкурентоспособного игрока.

Заключение

Краткосрочную перспективу на пару-тройку ближайших месяцев практически все украинские метэкспортеры определяют, как относительно стабильную, не сулящую больших сюрпризов и изменений. Столь же сплоченно производители отказываются сказать хоть что-либо определенное относительно более долгосрочного прогноза — это дает некоторое представление о степени стабильности среды, в которой заводам сегодня приходится выживать и работать.

В условиях ужесточающейся на внешних рынках конкуренции чрезвычайно многое будет зависеть от того, смогут ли украинские металлурги и дальше сохранять низкий уровень себестоимости своей продукции.

Поскольку внутренний стальной рынок производители характеризуют не иначе, как «очень слабый и вялый», безальтернативным драйвером роста украинского стального производства пока что остаются рынки внешние. Если судить по отчетам американских и европейских стальных сообществ, наиболее перспективными для нас в ближайшее время по-прежнему будут рынки Юго-Восточной Азии, стран ЕС, Турции, Ближнего Востока и Северной Африки (для последней тройки экспортный акцент, скорее всего, сохранится на длинном прокате, востребованном их строительной отраслью).
 

Игорь Усатый