Прокатный потенциал

Украинские металлотрейдеры предлагают своим клиентам преимущественно продукцию отечественных производителей. Предприятия ГМК Украины способны закрыть большую часть спроса, но их прокатные мощности нуждаются в модернизации.

Из всего объема металлопроката, поставляемого отечественными производителями на внутренний рынок, около 30% приходится на металлоторговые компании. Поэтому трейдерам важно понимать производственные возможности отечественных металлургов.

Если на экспорт идет в основном заготовка, то главный интерес для внутреннего рынка – готовая продукция. По объему производства металлопроката и наличию прокатных мощностей Украина находится в десятке ведущих металлургических государств. Всего в отрасли работает 67 прокатных станов. В том числе — блюминги, слябинги, заготовочные и трубозаготовочные станы, которые являются пережитком устаревшей технологии разливки стали в слитки. На выходе из этих станов получается то же, что и в результате разливки стали на машинах непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) – слябы и заготовка для сортового проката.

Таким образом, все металлургические предприятия можно разделить на две большие группы:
- производители плоского проката;
- производители сортового проката.

Кроме 11 блюмингов и слябингов, на украинских металлургических предприятиях эксплуатируются 6 заготовочных станов, 1 трубозаготовочный стан, 3 рельсобалочных, 5 крупносортных, 12 среднесортных, 13 мелкосортных и проволочных станов, 6 толстолистовых станов горячей прокатки, 2 непрерывных тонколистовых стана горячей прокатки, 2 цеха холодной прокатки - ММК им. Ильича и Запорожсталь (в составе непрерывных и одноклетьевых станов холодной прокатки, 20-валкового стана, стана для прокатки жести). Кроме этого, на предприятиях черной металлургии Украины эксплуатируется оборудование для выпуска оцинкованного листового проката, гнутых профилей и проката из нержавеющих марок стали.

В 2007 г. в Украине было выпущено почти 38 млн. т проката. По итогам 2008 г. этот показатель снизился до 32,5 млн. т (85,5% по отношению к 2007 г.), а в текущем году производство прогнозируется на уровне 25,7 млн. т (78,5% от объема 2008 г.).

В большинстве своем украинский прокат выпускается на устаревших (морально и физически) мощностях. Некоторые прокатные станы были запущены еще в первой половине XX века. Но в последние годы активно модернизировалось лишь доменное и сталеплавильное производство. Реконструкция прокатных мощностей или откладывалась на будущее или приобретались перекатные заводы за рубежом, что позволяло приблизить производство готовой продукции к основным рынкам сбыта (ЕС, Ближний Восток, Северная Америка).

За последние 10 лет эксперты выделяют 2 масштабных проекта модернизации прокатных мощностей:
- реконструкция стана 2800 в стан 3000 на ОАО «Алчевский МК» (завершена в конце 2006 г.);
- запуск сортового стана 390 на ЗАО «Макеевский МЗ» (июль 2009 г.).

Плоский прокат

Плоский прокатВ последние годы одним из наиболее интересных направлений в металлургии считалось производство плоского проката. Предпосылками к этому были активизация проектов по строительству магистральных нефте- и газопроводов, рост потребления автомобилей и бытовой техники.

Основными производителями плоского проката в Украине являются (в алфавитном порядке):
1.    «Алчевский МК», ОАО
2.    «Донецксталь»-МЗ», ЗАО
3.    «Запорожсталь», ОАО
4.    «МК «Азовсталь», ОАО
5.    «ММК им. Ильича», ОАО

Как уже отмечалось, на Алчевском МК (АМК) была проведена реконструкция толстолистового стана 2800 с переводом его в формат 3000, что позволило АМК увеличить объем производства толстого листа (проектная мощность - 1,2 млн. т/год) и с учетом запуска нового кислородно-конвертерного цеха существенно повысить качество готовой продукции. Кроме того, на предприятии имеется толстолистовой стан 2250 и крупносортный полунепрерывный стан 600.

Продукция комбината – толстый лист и штрипс для производства труб большого диаметра, изделия разных профилей: круглые, квадратные, угловые равнобокие заготовки, а также сортовой и фасонный прокат: двутавровые балки, швеллеры с параллельными гранями полок, профили для крепи горных выработок различного типа, рельсы железнодорожные узкой колеи, металлические шпалы.

Толстолистовые станы эксплуатируются также на ОАО «МК «Азовсталь» (стан 3600) и ОАО «ММК им. Ильича» (стан 3000). Они хоть и введены в эксплуатацию в 1980-е гг., но имеют технические параметры на уровне современных зарубежных аналогов. Кроме того в составе ММК им. Ильича работает стан 4500. Но этот низкопроизводительный агрегат был запущен еще в 1950-х гг. для обеспечения потребностей ВПК СССР, и в последнее время все чаще поднимается вопрос о его консервации или даже демонтаже.

Продукция указанных станов применяется при производстве труб больших диаметров для магистральных нефте- и газопроводов (в частности Харцызским ТЗ и российскими трубными предприятиями), закупается судостроительными заводами. В частности в начале текущего года «Метинвест-Украина» заключила контракт  с судостроительным заводом "Wadan Yards Оkean" (Николаев) на поставку с МК «Азовсталь» партии листового проката в 9,8 тыс. т для строительства 16 барж. А в августе текущего года в интервью газете «Экономические известия» глава набсовета ОАО «Судостроительный завод «Залив» Николай Кузьменко рассказал, что в натуральном выражении объем производства в 2009 году составит 17 тыс. т металлоконструкций (11 кораблей). По словам г-на Кузьменко завод обычно использует продукцию одного из украинских производителей судового листа – ММК им. Ильича, «Азовстали» или Алчевского МК. «Качество стали, сроки поставки отечественных металлургов нас устраивают, но вопрос упирается в цену», - отмечает г-н Кузьменко.

ЗАО «Смарт-холдинг» управляет двумя отечественными судостроительными заводами – Черноморским СЗ и Херсонским СЗ. Исполнительный директор ЗАО Алексей Кузнецов подтверждает, что предприятия в основном потребляют лист стальной, сертифицированный согласно одному из морских регистров, по которому ведется строительство судна. Лист, используемый судозаводами «Смарт-холдинга», как правило, произведен на одном из украинских предприятий. А импортируются обычно профиль и полособульб. Импортный листовой прокат используется только если есть особые требования к качеству стали или срочно необходим небольшой объем конкретного сортамента  «Поставки идут через металлотрейдеров. Все производители проката продают свой продукт через трейдеров, которые являются компанией группы-производителя либо как-то аффилированы с производителем», - отмечает г-н Кузнецов.

Один из наиболее востребованных видов плоского проката – горяче- или холоднокатаный тонкий лист (полоса или рулоны). В Украине такая продукция производится на непрерывных широкополосных станах ММК им. Ильича (стан 1700) и ОАО «Запорожсталь» (стан 1680). Кроме того, на этих предприятиях функционируют цеха холодной прокатки (ЦХП). В ЦХП ММК им. Ильича работают 2 агрегата горячего оцинкования полос, что позволяет комбинату быть крупнейшим украинским производителем оцинковки. Мощность предприятия по данному виду продукции - до 350 тыс. т. в год.

Отдельно стоит отметить ОАО «Модуль» (Каменец-Подольский) – прокатное предприятие, на котором осваивается производство плоского оцинкованного проката и проката с полимерным покрытием. Этот сортамент востребован в производстве навесных фасадов, профнастила и кровельных материалов. Однако отечественным производителям пока не удается добиться качества продукции, удовлетворяющего клиентов. В 2007-2008 гг. в Украину импортировалось много проката с покрытием таких производителей как: АрселорМиттал Темиртау (Казахстан), Dunaferr (Венгрия), Rautarukki (Финляндия), US Steel Kosice (Словакия), Eco Stahl GmbH (Германия), Krupp Hoesch (Германия), ThyssenKrupp (Германия), British Steel (Великобритания), SSAB (Швеция) и др.

Перспективность рынка подтверждается и тем, что в конце 2008 г. было объявлено о строительстве завода по производству проката с покрытием в Алчевске мощностью до 100 тыс. т.

Сортовой прокат

Сортовой прокатПредприятия, специализирующиеся на производстве сортового проката в Украине (в алфавитном порядке):
1.    «АрселорМиттал Кривой Рог», ОАО
2.    «Днепровский МК им. Ф.Э. Дзержинского», ОАО
3.    «Днепропетровский МЗ им. Петровского», ОАО
4.    «Донецксталь МЗ», ЗАО
5.    «Енакиевский МЗ», ОАО
6.    «Макеевский МЗ», ЗАО
Кроме того, мощности для производства крупносортного проката имеются на ОАО «МК «Азовсталь»».

Сортовой прокат можно классифицировать на арматурный и крупносортный. Крупнейший производитель арматурного сортового проката в Украине – ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог», которое закрывает потребности практически по всему сортаменту строительной арматуры. В составе предприятия работают проволочный стан 150-1, мелкосортно-проволочный стан 250-6 (с линией производства катанки), мелкосортные станы 250-1, 3, 4, 5.

Также в этой категории стоит выделить ЗАО «Макеевский МЗ» (ММЗ). В 2007-2008 гг. в ходе программы реконструкции предприятия был проведен капремонт стана 150, что позволило повысить годовую производительность более чем на 20%. Этот агрегат был введен в эксплуатацию в 1994 году и является одним из самых быстрых проволочных прокатных станов в Европе. Он предназначен для производства катанки и круглой сортовой стали диаметром 5,5—12,5 мм, а также арматурной стали периодического профиля в мотках массой до 2,0 т. Производительность стана — 1,2 млн. т/год.

Но самое главное для ММЗ — в июле текущего года на нем был запущен в эксплуатацию новый среднесортный стан 390 (проектная годовая мощность 720 тыс. т проката), позволяющий заводу выпускать весь сортамент арматурного проката в диаметрах 8-40 мм. Новый стан оснащен установкой термоупрочнения, что дает возможность изготавливать арматуру в прутках до А500 класса прочности, а из легированных марок стали – до Ат800 (востребованы в высокотехнологичном строительстве и мостостроении). Помимо этого, на стане будут производиться конструкционные круги, шестигранники, квадрат, уголки.

Одной из технологических особенностей нового стана является внедрение метода прокатки-разделения сортовых профилей. Линия отделки обеспечивает 100% штабелирование (укладка уголков «елочкой», швеллеров в «квадрат»), что ускоряет погрузо-разгрузочные работы и позволяет оптимизировать складские площади. Вес пакета составляет около 3-5 т. Вся продукция будет иметь пластиковую несмываемую маркировку с возможностью нанесения штрих-кодов.

На Макеевском МЗ также эксплуатируются станы 530 и 630, проволочные станы 350-1 и 350-2. Продукция на ММЗ производится из непрерывнолитой конвертерной стальной заготовки, поставляемой с ОАО «Енакиевский МЗ». Однако и ЕМЗ имеет прокатные мощности, где производится катаная и литая заготовка, стержневой прокат, различные сортовые профили (балки, швеллеры, уголки и др.). На предприятии эксплуатируются проволочный стан 250, арматурный стан 280, сортовые станы 360 и 550.
Что касается производителей крупносортного проката, то станы, производящие в Украине рельсы, балки и другой вид средне- и крупносортного проката, можно разделить на две группы: те, что были запущены в начале ХХ века (оборудование неоднократно подвергалось модернизации) и сданные в эксплуатацию в 1940-1960 гг.

В Украине работает 3 рельсобалочных стана: стан 800 ОАО «МК «Азовсталь» (мощность 1193 тыс. т, введен в эксплуатацию в 1948 г.), стан 925 ОАО «ДМК им. Ф.Э. Дзержинского» (1100 тыс. т, восстановлен в 1950 г.) и стан 800 ОАО «ДМЗ им. Петровского» (900 тыс. т, восстановлен в 1950 г.). В 2008 г. на этих станах было произведено рельсов широкой колеи 153 тыс. т; 5, 8 тыс. т и 19 тыс. т соответственно.

Эксперты отмечают, что для удовлетворения потенциального спроса со стороны отечественных потребителей необходимо строительство хотя бы одного современного комплекса по производству рельсов и балок. Такие планы есть у ООО «Метинвест Холдинг», которое планирует перенести рельсобалочный цех с «Азовстали» на ЕМЗ, и тем самым окончательно разделить специализацию предприятий.

ОАО «Днепровский МК им. Ф.Э. Дзержинского» (ДИКД) - единственный в Украине поставщик катаной осевой заготовки для железнодорожного транспорта, шпунтовых свай типа Ларсен, рельсов контактных для метрополитена, стальных мелющих шаров, трубной заготовки. В состав прокатных мощностей предприятия входят:
- новопрокатный цех, с оборудованием: блюминг 1150, трубозаготовочный стан 900х750х3, универсальный стан 1200, клеть 800;
- рельсобалочный цех, с оборудованием: блюминг 1050, рельсобалочный стан 925, заготовочная клеть 925;
- сортопрокатный цех с 15-клетьевым полунепрерывным станом 350;
- железопрокатный цех с комплексом сортового стана 500;
- осепрокатный цех со станом поперечно-винтовой прокатки 250 и двумя шаропрокатными станами 40-80.

На соседнем ОАО «Днепровский МЗ им. Петровского» прокатное производство представлено блюмингом 1050 и рельсобалочным станом 800 (расположены последовательно в одном технологическом потоке), сортопрокатным станом 550 и толстолистовым станом 3000 (предназначен для работы на давальческих слябах).

На стане 550 производят автооси и автообода почти для всех автомобилей, выпускающихся в СНГ; профили для угольной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения; профили для вагоностроения и др. Также возможно производство продукции общего назначения (швеллеры с параллельными полками, в том числе и облегченные; равнополочные уголки). Годовая мощность стана – 250 тыс. т.

Стан 800 предназначен для производства крановых, трамвайных и рудничных рельсов, балок, швеллеров с параллельными полками, профилей для футеровки мельниц. Производственная мощность стана 800–865 тыс. т готового проката в год.

В составе прокатного цеха ЗАО «Донецксталь»-МЗ» функционируют мелкосортный стан 250, два среднесортных стана 350 и 400. Сортамент сортовых станов 250, 350 и 400 включает круглые, шестигранные, квадратные, полосовые, арматурные периодические, угловые профили, полосы рессорные (гладкие, желобчатые и Т-образные), профили фасонные (на станах 400 и 350), в том числе полособульбы судовые несимметричные и симметричные и др. Однако эксперты отмечают высокий износ этого оборудования даже в сравнении с другими прокатными агрегатами отрасли. Отметим, что на предприятии есть толстолистовой реверсивный стан 2300, на котором выпускается горячекатаный лист.

В Донецке также работает ОАО «Донецкий металлопрокатный завод». Специалисты отмечают высокую мобильность стана 370-500 этого предприятия. По мере необходимости он способен очень быстро переходить с производства одного профиля на другой. Объем производимой продукции – от 2 т до вагонных норм.

 Заключение

МетпредприятиеМожно уверенно сказать, что прокатные мощности большинства украинских металлургических предприятий нуждаются в коренной реконструкции. Ее первым этапом должен стать переход на использование технологий непрерывной разливки стали, позволяющих снизить энерго- и материалоемкость металлургического производства, т. е. —  себестоимость конечной продукции. Переход на современные технологии должен коренным образом изменить структуру прокатного производства: из эксплуатации будут выведены блюминги с непрерывно-заготовочными станами и слябинги.

Лишь после этого можно начинать строительство новых крупных станов и прокатных цехов, использующих самые современные технологии. Эксперты института «Гипромез» считают, что для осуществления подобной программы в масштабах всей отрасли потребуется, по приблизительным оценкам, около 5 лет и свыше $3 млрд. инвестиций.

Что именно нужно сделать понятно всем производителям, а вот когда это будет сделано — вопрос другой. Сегодня практически все украинские производители уделяют повышенное внимание экспорту товарной заготовки, поэтому масштабная модернизация прокатного передела может стать интересной для собственников украинских металлургических предприятий лишь при выполнении еще одного условия: утверждения долгосрочной программы развития внутреннего спроса на металлопродукцию. Сегодня внутренний рынок потребляет не более 6-8 млн. т проката, в том числе и импортного.

Только существенное увеличение емкости украинского рынка сделает его привлекательным для украинских металлургов, подтолкнув их к дорогостоящей модернизации прокатного передела. В противном случае существующая структура производства будет сохраняться и дальше, а периодически возникающий недостаток готовой продукции — закрываться за счет импорта.

 

Артём Ильин