Ожидаемый строительный бум оживит металлоторговлю

Градостроительная революция призвана снизить себестоимость строительства

Строительная отрасль Украины уже третий год подряд показывает отрицательную динамику развития. Согласно данных Госкомстата, в 2010 году снижение составило более 5 % (по отношению к предыдущему году). В 2009 году падение отрасли было рекордным – 48,2 % (сравнительно с 2008 годом).

А в 2008 году темпы падения составили 15,8 % (по отношению к 2007 году). Строителям, откровенно говоря, не позавидуешь. Только успели оправиться от коррупционных поборов, как столкнулись с новой проблемой – тотальное падение спроса на жилье. Замедленные темпы восстановления строительной индустрии в посткризисный период, безусловно, отразились и на смежных отраслях (производство стройматериалов, металлургия, тяжелое машиностроение).

В кризис тотальная зависимость от строительной индустрии сыграла злую шутку с металлотрейдерами. Большинство из них оказались не способны «перестроить» сбыт на другие отрасли металлопотребления. У ряда трейдеров объемы продаж сократились в 2-3 раза, а некоторые и вовсе решили прекратить свою деятельность, прибегнув к спасению через процедуру банкротства. Ни у кого не вызывает сомнений, что с 2008 года строительство и металлоторговля пребывают в состоянии «свободного падения». Помочь металлотрейдерам может только рост активности в строительном секторе.

С начала 2009 года предпринимались неоднократные попытки реанимировать строительную отрасль – начиная от практики выкупа объектов незавершенного строительства за счет средств бюджета и заканчивая избавлением строителей от всевозможных «поборов» при возведении жилья и сдаче его в эксплуатацию. Все эти меры, конечно, оказали положительное влияние на отрасль, но не привели к желаемому росту. В 2010 году (впервые и на государственном уровне, и в бизнес-кругах) заговорили о возможном комплексном реформировании отрасли в направлении дерегуляции основных разрешительных процедур. Тем самым предполагалось снизить стоимость строительства, сделать его более доступным. Завершающим этапом реформы стало принятие Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности». 17 февраля этого года после нескольких неудачных попыток (направления проекта на доработку и наложения вето со стороны президента) закон был принят. На всех этапах разработки проекта в его обсуждении активно участвовали инвесторы, застройщики, представители общественности и государственных органов. К работе над созданием проекта закона были впервые допущены все заинтересованные стороны, что позволило достигнуть компромисса по многим проблемным вопросам.

Детальный анализ закона показывает немалый прогресс в сфере регулирования строительства – начиная от получения разрешения на строительство и заканчивая введением объекта в эксплуатацию. Первое, что хочется отметить – существенное упрощение разрешительных процедур в строительстве. Количество разрешительных документов и согласовательных процедур уменьшается вчетверо, с 93-х до 23-х. Соответственно, продолжительность получения необходимых разрешений и согласований уменьшается до 60 дней. Это уже весьма неплохо, ведь раньше эти сроки превышали 416 дней (без учета возможных проволочек со стороны государственных органов).

Закон «О регулировании градостроительной деятельности» существенно упрощает градостроительную документацию и процесс ее согласования. Из пяти видов документации остается только три: генеральный план, детальный план территории и зональный план. Расширен перечень строительных объектов, для проектирования которых не нужно получать градостроительные условия и ограничения. В частности, к числу таких объектов добавлены заведения общественного питания (площадью до 200 кв. м), реконструкция офисных и торговых помещений, замена линейных сооружений, реставрация фасадов жилых и нежилых зданий, устройство газопроводов низкого и среднего давления и т.д. Такие меры, бесспорно, будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса в строительстве – появлению многочисленных подрядных организаций, выполняющих работы невысокой сложности и в небольших объемах. Наметился прогресс и в сфере индивидуального жилищного строительства. Жилые дома до двух этажей с площадью до 300 кв. м можно будет строить на основании упрощенного строительного паспорта.

Впервые за всю историю строительства в Украине заложена основа «единого окна» – проверка проектов на соблюдение требований по энергосбережению, охране труда, экологии, пожарной безопасности и многому другому будет осуществляться одной организацией. Специализированные органы (СЕС, МЧС, экологическая инспекция и др.) будут привлекаться (при необходимости) к экспертизе лишь особо сложных объектов. Революционными можно считать изменения в лицензировании строительных работ – теперь за степень соблюдения градостроительных норм будет отвечать не контролирующий орган, а исполнитель. Закон создает условия для постепенного перехода от лицензирования строительной деятельности к сертификации исполнителей отдельных видов работ. Существенно упрощена возможность выполнения строительных работ на простых объектах (первой-третьей категории сложности). Такие работы не требуют разрешения, а их согласование получают путем сообщения или предоставления декларации. Декларативный принцип согласования предполагает, что строительной компании достаточно будет лишь предоставить документацию установленного образца. Обязательной сохраняется экспертиза для объектов 4-5 категории сложности (объектов, обладающих повышенной технологической сложностью, опасностью или риском), что, в целом, вполне обоснованно.

Несмотря на очевидную прогрессивность Закона «О регулировании градостроительной деятельности» не все эксперты однозначно воспринимают его революционный характер. В частности, многим бросается в глаза беспрецедентное расширение полномочий государственной архитектурно-строительной инспекции и ее территориальных органов. Приведем только некоторые «безграничные права» должностных лиц инспекции государственного архитектурно-строительного контроля во время проверок (определены пунктом 4 статьи 41 Закона):

  1. Беспрепятственный доступ к местам строительства объектов.
  2. Выдача обязательных для выполнения предписаний относительно:

    • устранения нарушений законодательства в сфере градостроительной деятельности, государственных строительных норм, стандартов и правил;
    • приостановки подготовительных и строительных работ, которые выполняются без регистрации декларации о начале их выполнения или разрешения на выполнение строительных работ.
  3. Проверка соответствия выполнения подготовительных и строительных работ требованиям государственных строительных норм, стандартов и правил, утвержденным проектным требованиям, решениям, техническим условиям и другой документации;
  4. Контроль соблюдения субъектами хозяйствования лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов градостроительства и архитектуры.
  5. Привлечение к проведению проверок представителей центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций (по согласованию с их руководителями, специалистов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, экспертных и проектных организаций).
  6. Получение в установленном законодательством порядке от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, физических лиц информации и документов, необходимых для осуществления государственного архитектурно-строительного контроля.
  7. Право выборочного раскрытия отдельных конструктивных элементов домов и сооружений, проведения съемок и замеров, дополнительных лабораторных и других испытаний строительных материалов, изделий и конструкций.
  8. Запрещение по мотивированному письменному решению руководителя инспекции или его заместителя эксплуатации завершенных строительством объектов, не принятых в эксплуатацию и пр.

Как видим, неумелое (или корыстное) использование полномочий инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля превращает ее в мощный коррупционный орган по тотальному контролю строительства в Украине. Положительным моментом закона является отказ (а в некоторых случаях частичное упразднение функций) от многочисленных разрешительных и регулирующих органов в области градостроения и строительства. На этом фоне усиление полномочий инспекции государственного архитектурно-строительного контроля создает все же меньшие угрозы для бизнеса.

К числу недостатков принятого закона следует отнести неурегулированость вопроса компенсации застройщику стоимости строительства объектов инженерной инфраструктуры. До недавнего времени эти вопросы всегда болезненно разрешались на практике (зачастую на застройщиков взваливали ответственность за постройку инженерных коммуникаций).

Упрощение разрешительных процедур и отмена обязательной комплексной государственной экспертизы затрагивает отдельные категории объектов строительства (всего их пять). В то же время вопрос категорийности объектов строительства законодательно не разрешен. При этом создаются условия для подзаконного манипулирования этими категориями, что может ухудшить совокупный эффект от механизма упрощения разрешительных процедур.

Оценивая принятый закон «О регулировании градостроительной деятельности», нельзя не отметить его поверхностный характер. Для его полноценной работы следует разработать и внедрить массу подзаконных нормативных актов, которые должны устранить многочисленные правовые пробелы (принцип «единого окна», принцип «молчаливого согласия», категорийность объектов строительства и пр.) в строительстве. Вполне возможно, что данных подзаконных актов окажется недостаточно для полноценной реформы в строительстве и потребуется принимать давно «назревший» Градостроительный кодекс, который станет завершающим этапом реформирования отрасли.

Несмотря на ряд недоработок, влияние принятого закона на строительную отрасль Украины в целом можно оценить положительно. Однако сможет ли он ускорить темпы развития строительства в ближайшей перспективе? Мы думаем, да. Но рассчитывать на скорый возврат строительства к докризисному уровню однозначно не стоит. Для этого стоит решить ряд глобальных вопросов – ускорить темпы экономического развития Украины, уменьшить уровень безработицы, повысить доходы домохозяйств и возобновить ипотечное кредитование на жилье.

Без комплексного восстановления экономики Украины, строительная индустрия не способна оперативно выйти на прежние темпы развития. Это сознают и металлотрейдеры, для которых строительство остается  главным фактором восстановления собственной активности. Положительные сдвиги от принятия закона «О регулировании градостроительной деятельности» металлотрейдеры должны ощутить уже в этом сезоне. Вполне возможно, что на фоне дерегуляции в строительстве возобновится инвестиционная активность в отрасли. Спрос на металл начнет расти только с приходом инвестиций (в первую очередь зарубежных долгосрочных) в строительство.

Дмитрий Ткалич

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
R
8
n
9
Введите код, указанный выше без пробелов и с соблюдением регистра