Обзор рынка нержавеющей стали — 14.05.2019

Оптимистический прогноз развития рынка никеля оказался сломан в начале II квартала. В конце прошлого – начале нынешнего года многие производители данного металла, соблазненные растущими ценами на него, анонсировали расширение производств и открытие новых мощностей. Расчет при этом делался на то, что, несмотря на четко просматривавшийся в росте цен спекулятивный элемент, расценки на никель, опираясь на растущий спрос, будут сохранять выраженно положительную направленность. Но этим планам был нанесен ощутимый удар.

Положительный тренд на стальной прокат, начавшийся этой весной, исчерпал себя, переломился и потянул вниз цены на нержавейку и никель. В случае дальнейшего падения расценок (а другого варианта пока не просматривается) часть анонсированных проектов с большой долей вероятности будет перенесена по времени или останется нереализованной.

Динамика цен на нержавеющую сталь марки 304 2В (08Х18Н10) на рынках ЮВА и ЕС

Рис. 1. Динамика цен на нержавеющую сталь марки 304 2В (08Х18Н10) на рынках ЮВА и ЕС

Динамика котировок никеля (LME) и цен нержавеющей стали марки 304 2В (ЮВА, CFR)

Рис. 2. Динамика котировок никеля (LME) и цен нержавеющей стали марки 304 2В (ЮВА, CFR)

Можно констатировать, что глобальный рынок нержавеющей стали вошел в нисходящий ценовой тренд. При этом расценки на никель все так же зависят не только от изменений реального спроса, но и от головокружительных смен тона переговоров в торговой войне США и Китая. Это привносит дополнительную долю неразберихи на мировой рынок никеля, который и так традиционно является высоковолатильным.

Последнее гневное послание президента США в адрес неуступчивых китайцев прозвучало громом среди ясного неба как для самих китайцев, так и для основных товарных бирж, торгующих цветные металлы. Успокаивающее заявленея первого лица США о том, что развитие переговоров идет «хорошо», внезапно сменилось словами о том, что диалог осуществляется «слишком медленно». Эти слова были подкреплены неожиданной угрозой увеличить заградительные тарифы на 200 млрд долларов китайских товаров с 10 % до 25 %. Подобный сюрприз отнюдь не порадовал китайское правительство. Оно, мягко говоря, удивилось, но немного погодя все же сделало заявление о том, что, несмотря на данное заявление, не намерено откладывать уже согласованный выезд своей делегации в США для проведения очередного раунда переговоров.

Судя по тому, что ранее президент Д. Трамп обещал не увеличивать пошлины до тех пор, «пока переговоры идут в правильном направлении», переговорный процесс опять пошел не так, как планировалось. В связи с этим следует заметить, что ход переговоров между КНР и США наталкивается на одни и те же подводные камни. Основным из них остается пресловутое право интеллектуальной собственности, на которое китайцы в последние годы привыкли не обращать особого внимания. Нет, КНР проявило полную готовность идти тут на уступки, но желает это сделать путем опубликования отдельного приказа китайским фирмам «так больше не делать», не меняя при этом своего законодательства. США же отвергают возможность решить проблему таким способом, говоря о том, что без прямых изменений в законодательстве КНР у китайских компаний останется достаточное количество лазеек для того, чтобы легко обходить подобные запреты. Второй камень преткновения заключается в том, как именно должны отменяться уже введенные торговые ограничения. США хотят, чтобы они отменялись постепенно, по мере того, как будет выясняться, что стороны твердо соблюдают наложенные на себя обязательства. КНР же настаивает на том, чтобы заградительные тарифы были отменены «сразу и все». Привести к единому знаменателю подобные различия во взглядах оказалось делом достаточно сложным. В результате высокие стороны, похоже, просто тянут время, соревнуясь друг перед другом, кто первый не выдержит и вынужден будет уступить. Экономических рычагов воздействия, похоже, больше у США, но КНР зато обладает весомым козырем в виде возможности ручного управления экономикой в сочетании с глубоко внедренной в сознание общества «строгой партийной дисциплиной». Поэтому на данном этапе невозможно предугадать «чья возьмет». Пока же в результате «игр» экономических гигантов страдает глобальная экономика. Результатом последнего заявления Д. Трампа стал обвал цен на нефть и цветные металлы, в том числе и никель.

Заметим, что, благодаря высокому спросу на никель, данный металл в прошлом году подорожал более чем на четверть, заметно превысив психологический порог в 3 000 $/т. В ближайшие пять лет основной прирост мирового производства никеля должны обеспечить страны региона ЮВА, прежде всего КНР и Республика Индонезия, где открываются китайские производственные предприятия. Но то, каким конкретно окажется мировой рост производства и потребления никеля, в большей степени зависит от того, насколько благополучно будет развиваться глобальная экономика. В свете же покатившейся по миру волны протекционизма и торговых ограничений данный вопрос начал вызывать определенные сомнения.

Аналитики в последние дни говорят о том, что в текущем году мировой рынок никеля вполне может от дефицита перейти к сбалансированному состоянию, когда спрос сравняется с предложением. Сочетание снижающегося спроса и увеличивающегося производства вполне способно дать подобный эффект. Это подразумевает, что стабильного роста цен на никель в текущем году уже не будет, здесь возможны как взлеты, так и (что сейчас гораздо вероятнее) дальнейшие падения.

 

Издательство "Металлика"