Обзор рынка листового проката — 21.11.2019

Затяжное осеннее падение расценок на сталь в ноябре сменилось краткосрочной стабилизацией рынка, после чего цены на стальной прокат (в том числе и плоский) стали расти в самых разных регионах мира. Производители в данный момент не столько оценивают возможные перспективы открывшегося ценового окна возможностей, сколько спешат максимально воспользоваться им «здесь и сейчас».

Пока большинство участников рынка осторожно говорят о том, что в ноябре мировые цены на сталь достигли временного дна. Подобная формулировка дает основания предполагать, что начавшееся повышение также носит временный характер и с немалой долей вероятности представляет собой лишь отскок после слишком быстрого падения. Насколько долговременным он окажется — прогнозировать невозможно.

Цены украинского рынка плоского проката (с учетом НДС для партии металла массой 5 т)

Рис. 1. Цены украинского рынка плоского проката (с учетом НДС для партии металла массой 5 т)

Сравнение динамики расценок на г/к лист в Китае и в Украине

Рис. 2. Сравнение динамики расценок на г/к лист в Китае и в Украине

К сожалению, основополагающие факторы, определяющие состояние мирового рынка стального проката, на данный момент не претерпели особых изменений. Не видно никаких весомых причин для того, чтобы говорить о долговременном изменении направленности тренда: спрос не только не начал расти, но и остался столь же вялым. Избыточное предложение представляет реалию глобального рынка. По итогам недавно опубликованной статистики за три квартала 2019 г. объемы производимой в мире стальной продукции упали приблизительно на 0,3 %. Цифра, казалось бы, незначительная, однако в печально памятном для металлургов 2008 г. аналогичный показатель также измерялся в долях процента, составив в итоге лишь 0,56 %. Нынешнее падение объемов производства еще не является свидетельством разразившейся катастрофы, но, безусловно, дает весомый повод задуматься о состоянии мировой металлургии.

Печальной реалией сегодняшнего дня является то, что данное падение объема глобального сталеварения представляет собой не результат общей ценовой политики, направленной на стабилизацию расценок, а является печальным итогом «судорожных движений» отдельных игроков, каждый из которых жаждет получить свою личную выгоду, не учитывая интересы отрасли в целом. Примеры подобного эгоцентризма можно увидеть в самых разных регионах мира: парад «экономических суверенитетов» затронул большинство развитых стран. Ярким образчиком является Турция. С одной стороны, местные сталевары громко жалуются на недостойное поведение европейских стран, перекрывших им свободный доступ на свои рынки. С другой — турецкие металлурги все настойчивее требуют от правительства своей страны максимально ужесточить ввозные тарифы на стальной импорт, чтобы избавиться от зарубежных конкурентов на собственном рынке. Последнее подобное обращение к правительству Турецкой Республики ассоциация производителей стали Турции опубликовала на этой неделе.

В условиях вялого спроса и падающих продаж все более непосильным бременем для европейских производителей стального проката становятся новые экологические нормы и правила, введенные в ЕС в последние годы. Это особенно четко видно на примере тех европейских сталелитейных предприятий, которые перешли в руки компаний из других регионов мира. Как правило, пришлым коммерсантам доставались не самые успешные заводы, требовавшие изрядных финансовых вливаний. Подобные инвестиции окупаются далеко не сразу даже в благоприятных экономических условиях. Теперь же значительная часть таких проектов превратилась в классические «чемоданы без ручки» (бросить жаль, а нести нет возможности).

Стараясь продержаться на плаву, новые собственники зачастую пытаются прибегнуть к сокращению численности персонала, но это, учитывая особенности европейского законодательства, дается им с большим трудом. В пример можно привести нелицеприятную ситуацию, сложившуюся с итальянским заводом Ilva (является крупнейшим сталелитейным предприятием ЕС), приобретенным компанией ArcelorMittal. Завод приобретался под гарантии правительства Италии о том, что предприятие получит иммунитет от судебных преследований, касающихся соблюдения новых экологических норм. В немалой степени власти Италии пошли на данный шаг потому, что район, где располагается Ilva, является одним из наиболее депрессивных в стране (местных жителей крайне важно обеспечить работой). Но после совершения сделки в дело вмешались «зеленые» активисты, в результате чего итальянский парламент так и не утвердил предоставление Ilva экологического иммунитета. Подобное развитие событий вынудило ArcelorMittal заявить о поэтапной остановке предприятия и выходе из сделки. В свою очередь, такой шаг вызвал бурную реакцию итальянских властей, деликатно обходящих момент изменения уже утвержденных условий и громогласно заявляющих о том, что ArcelorMittal не имеет никаких правовых оснований данную сделку разрывать, а значит, разрешение на это правительство не предоставит. По данным агентства Reuters, премьер-министр Италии Джузеппе Конте пообещал дать компании «бой века» в судах, если до них дойдет дело, а пока прокуратура Милана решает, достаточно ли у нее оснований для начала расследования по факту возможной потери работы сотрудниками Ilva и нанесения ущерба окружающей среде.

Внутренний украинский рынок плоского проката в последние дни отличается относительной стабильностью, что, впрочем, еще не предвещает возвращение положительного ценового тренда.

 

Издательство "Металлика"