Обзор рынка катанки

Расценки на катанку, стабильность которых не подвергалась сомнению вот уже почти полгода, в скором времени могут несколько вырасти. Причиной тому ─ увеличение котировок данного вида металла на внешних рынках. Хотя там повышенный тренд выдохся уже к концу июня, он вполне способен «аукнуться» в июле на нашем внутреннем рынке, приведя к увеличению ценовых уровней.

Расценки на украинском рынке длинномерного проката, сохранявшие стабильность с февраля нынешнего года, в начале лета начали понемногу расти (рис. 1). Вернее, однозначный (хотя и слабый) рост показала арматура, а не катанка, которая (после некоторого снижения расценок в мае) не подорожала, а скорее вернулась на свой прежний ценовой уровень. Тем не менее, именно у катанки есть все основания сформировать устойчивый положительный тренд в ближайшие недели.

Динамика цен внутреннего рынка на арматуру и катанку

Рис. 1. Динамика цен внутреннего рынка на арматуру и катанку (для партии металла массой 5 т, с НДС)

Динамика экспортных цен украинских производителей на арматуру, катанку и квадратную заготовку (полуфабрикат)

Рис. 2. Динамика экспортных цен украинских производителей на арматуру, катанку и квадратную заготовку (полуфабрикат)

Сравнительная динамика цен внутреннего рынка и экспортных расценок на катанку

Рис. 3. Сравнительная динамика цен внутреннего рынка (очищенных от НДС) и экспортных расценок на катанку

Дело в том, что определенное оживление внутреннего рынка длинномерного проката является отражением майской активизации ближневосточной металлоторговли (рис. 2). Катализатором увеличения цен при этом стала ситуация в Турции, где растущий спрос со стороны потребителей совпал с подорожанием металлолома. В результате возникший дефицит продукции на турецком рынке при одновременном увеличении ее себестоимости привел к взрывному росту расценок. Надо сказать, что частично причина возникшего дефицита заключалась и в активизации трейдеров арабских стран, которые, хотя и неохотно (с оглядкой на крайне нестабильную ситуацию в регионе), все же вынуждены были пополнять истощившиеся складские запасы. Впрочем, как только стало ясно, что цены, благодаря внутренним процессам в Турции начали рост, активность арабских покупателей резко увеличилась. Всем хотелось успеть заполнить склады металлом по старым ценам до того, как начнется священный месяц Рамадан, когда деловая активность в регионе снизится. При этом расценки, выставляемые турецкими металлургами,очень скоро стали неприемлемыми для многих покупателей. Это не только позволило повысить свои экспортные котировки металлургам из Украины и ЕС, но и привлекло в регион некоторые объемы длинномерного проката из Юго-Восточной Азии. Скорее всего, именно последнее обстоятельство переломило положительный тренд на ближневосточном рынке арматуры в начале лета. Действительно, в ЮВА сейчас начинается сезон дождей, строительство тормозится, и потребление длинномерного проката падает. Это значит, что появляется некоторый избыток металла, подпитывающий товарную экспансию азиатов в другие регионы планеты. Об этом прекрасно осведомлены металлоторговцы в арабских странах, которым, с учетом вышесказанного, нет нужды переплачивать за турецкий или (также существенно подорожавший в последнее время) украинский прокат. Все это привело к некоторому снижению котировок на ближневосточном рынке во второй половине июня. Правда, турецкие экспортеры полны оптимизма и свои расценки уменьшать не собираются. Мотивируют они это тем, что Рамадан еще не начался, а значит, спрос на Ближнем Востоке может возродиться (тем более что, приостановив закупки, арабские трейдеры так и не смогли сформировать достаточные запасы арматуры). Также турки «с надеждой» поглядывают на китайское правительство, вводящее драконовские меры по экономии электроэнергии, которые должны негативно отразиться на производителях длинномерного проката в КНР (а значит ─ ограничить у азиатских металлургов возможность к маневру на отдаленных рынках). Впрочем, турецкие производители могут себе позволить особую позицию благодаря такому важному обстоятельству как развитый и постоянно растущий внутренний рынок. Украинские металлурги гораздо более уязвимы в этом плане и всецело зависят от настроений мировых рынков. Поэтому-то экспортные котировки на отечественную арматуру прекратили рост и даже немного снизились.

Впрочем, подобные тенденции пока не коснулись катанки. Главным образом потому, что данный вид металлопроката пользуется стабильным спросом, который завязан не только на строительную отрасль (переживающую не лучшие времена по всему миру), но и на машиностроение, чувствующее себя не в пример лучше. Арматура и катанка производятся на одних и тех же предприятиях и имеют схожую структуру себестоимости. Поэтому рост цен на арматуру выдавил расценки на катанку на новые ценовые уровни, где ей, по указанным выше причинам, удержаться легче, чем арматурному прокату. Впрочем, общие тенденции рынка ударят и по катанке, так что дальнейшего увеличения расценок данного вида металла на мировых торговых площадках ожидать в ближайшее время не стоит.

А вот на украинском рынке не все так просто. Разрыв между высокими внутренними и более низкими внешними ценами на арматуру хотя и сократился за счет роста расценок за рубежом, но все же не исчез. В ином положении находится сегмент катанки: тут подобный разрыв был полностью нивелирован за последние два месяца. Поэтому в третьей декаде июня экспортные и внутренние котировки на катанку в Украине сравнялись. В то же время, опыт прошлых лет показывает, что расценки украинского рынка длинномерного проката обычно минимум на 30-50 $/т выше наших экспортных цен. Если этот разрыв меньше, внутренние цены растут (рис. 3).

Поэтому-то, если расценки на арматуру еще могут сохранить свои нынешние значения, то цены на катанку будут испытывать сильное давление со стороны внешних рынков, которое вполне вероятно приведет к их росту в июле. Тем более что в Украине темпы посткризисного восстановления машиностроительной отрасли, создающей спрос на катанку, значительно выше, нежели в строительстве, потребляющем арматуру. Так, за первые пять месяцев нынешнего года машиностроение выросло на 16 %, что вдвое превышает средний показатель увеличения промпроизводства (и это на фоне бурного восстановления объемов выпуска продукции машиностроительной отрасли в прошлом году). Строительство же начало выходить из кризисной ямы только с начала 2011 года и темпы его роста пока не предполагают значительного расширения спроса на длинномерный прокат.

Пределы возможного увеличения ценовых уровней можно оценить, исходя из величины вышеуказанного разрыва между внутренними и экспортными расценками, характерного для стабильной ситуации на рынке. Основываясь на предположении, что мировые цены на катанку в ближайший месяц существенно не изменятся, можно прогнозировать, что внутренние расценки могут вырасти примерно на 30-50 $/т.

Максим Рассоха