Обзор рынка катанки — 27.06.2019

Вошедший в силу отрицательный ценовой тренд уверенно нивелирует отдельные попытки стран-продуцентов стального проката переломить ситуацию. Максимум, до которого пока удалось дойти, — это временное замедление падения цен, хотя меры, к которым прибегают правительства и металлурги различных стран, становятся все более серьезными. Впрочем, ничего удивительного, ведь пока расценки не получат крепкую опору в виде растущего спроса, все эти потуги будут выглядеть попытками «расшевелить сдохшую лошадь»: как ее ни толкай — она не встанет.

Одним из основных факторов, мощно влияющих на состояние мирового рынка стали, остается металлургическая отрасль Китая, являющегося основным мировым продуцентом стального проката. В последние месяцы она демонстрирует противоречивые тенденции. С одной стороны, правительство КНР предпринимает демонстративные попытки обуздать неконтролируемое увеличение производства стали, с другой — объемы выпущенного там стального проката растут довольно серьезными темпами уже пятый месяц подряд. Если в феврале, согласно данным World Steel Association, Китай выдал 71 млн тонн стали (увеличение в 9,2 % относительно YoY), то в мае этот показатель достигал уже 89,1 млн тонн (рост на 10 % YoY). Соответственно этому растет и мировое стальное производство, вышедшее в мае на рекордный уровень в 162,7 млн тонн (увеличение на 5,4 % YoY).

Украинские цены на арматуру и катанку (для партии металла массой 5 т, с НДС)

Рис. 1. Украинские цены на арматуру и катанку (для партии металла массой 5 т, с НДС)

Сравнение цен внутреннего рынка (без НДС) и экспортных расценок на катанку

Рис. 2. Сравнение цен внутреннего рынка (без НДС) и экспортных расценок на катанку

Излишне говорить, что подобная динамика в сочетании с увядающим спросом является абсолютно убийственной вещью, так как перепроизводство в условиях жесткого «рынка покупателя» ни к чему хорошему не приводит. Неудивительно, что правительство КНР вынуждено прибегать к мерам уже не рыночного, а откровенно административного характера. В частности, до конца июля были пролонгированы ограничения на выпуск стали (составляют для разных предприятий от 20 до 50 %) в металлургическом регионе страны (провинции Таншань). Официальная причина ограничений — борьба с загрязнением воздуха.

Реакция внутреннего рынка КНР последовала мгновенно. Согласно данным из открытых источников, спрос на сталь в последние дни заметно укрепился, в течение непродолжительного времени подтянув расценки на длинномерный прокат сразу на 10–12 $/т. Впрочем, долговременность данной тенденции вызывает большие сомнения. Судя по всему, ограничения по Таншань уменьшат в июле объемы стали, продуцируемой в КНР, приблизительно на 3,8–4 млн тонн, что на фоне месячного производства в 89,1 млн тонн является не слишком впечатляющей цифрой, тем более что в Китае никуда не делись значительно возросшие в последние месяцы складские остатки проката. Это заставляет подозревать, что в данном повышении цен присутствует значительный спекулятивный момент, потенциально делающий его неустойчивым.

«Будущее европейской сталелитейной отрасли находится под угрозой», — такое заявление сделали в эту среду в Брюсселе представители основных сталелитейных компаний ЕС. Они призвали Европейскую комиссию ужесточить меры по защите внутреннего рынка ЕС от стального импорта, захлестнувшего ЕС после того, как США закрыли свой рынок для импортеров. По словам представителей европейских металлургических компаний, вытесненные с рынка США турецкие стальные импортеры наводнили своей продукцией рынки ЕС, обогнав там по объемам поставок традиционных лидеров (китайцев). Европейские сталевары поставили под сомнение эффективность существующих сегодня ограничений на импорт стального проката в страны ЕС, выразив особое недовольство по поводу намеченного на 1 июля увеличения существующих стальных квот на 5 %. Все это говорит о том, что европейская стальная промышленность не предвидит скорого завершения развернувшихся в мире торговых войн.

По данным Европейской комиссии, уровень протекционизма вышел сейчас на рекордный уровень. Общее число различных торговых барьеров в 59 странах мира подпрыгнуло до 425 и, к сожалению, эта цифра в ближайшем будущем, похоже, увеличится еще. К примеру, индийские сталевары высказали на этой неделе недовольство засильем стального импорта (более половины всей арматуры и катанки, продающихся в стране, поставляют туда китайцы) и призвали ввести в действие новые, 15-процентные заградительные тарифы на ввозимый в страну прокат. «Торговая война между США и Китаем создает угрозу индийским рынкам, так как КНР ищет альтернативные рынки сбыта», — говорится в заявлении Министерства стали Индии. Министерство Индии предложило поднять верхнюю планку ввозных тарифов на сталь до 25 %. Мотивируется подобное предложение тем, что дальнейшая эскалация торгового конфликта между США и Китаем заставит Поднебесную активизировать усилия по «сливу» невостребованного металла на чужие рынки.

Судя по всему, в ближайшей перспективе мировой рынок катанки и арматуры останется в рамках нисходящего тренда, загоняя существующие расценки на уровень многомесячных минимумов. В то же время внутренние украинские цены на длинномерный прокат в последнее время не только не подвергались коррекции, но и несколько укрепились. Часть отечественных аналитиков связывает это явление с активизацией строительного сезона и ожидает, что цены на длинномерку сохранят свой нынешний уровень на протяжении ближайших четырех–пяти недель. Вероятность подобного сценария оценивается высоко.

 

Издательство "Металлика"