Обзор рынка длинномерного проката

Рост цен на украинском рынке длинномерного проката, продолжавшийся всю первую половину лета, к середине июля уступает место стабилизации расценок, которые, возможно, сохранят достигнутые уровни до начала осени без существенных изменений.

На украинском рынке длинномерного проката, после долгих месяцев ценовой стабильности, в начале июня установился плавный положительный тренд. В результате к середине июля расценки на арматуру и уголок увеличились в среднем на 200-250 грн/т, цены на балку выросли на 100 грн/т, швеллер же сохранил свои ценовые уровни неизменными (рис. 1).

Частично подобный рост объясняется активизацией внутреннего рынка, в том числе благодаря определенному оживлению в строительной отрасли. За пять месяцев нынешнего года объем строительных работ вырос на 14 %, и,судя по всему, продолжал расти и в июне. Конечно, это, учитывая глубину предшествующего падения, не самые впечатляющие темпы (объемы строительства в Украине до сих пор почти в три раза меньше докризисных). Но и такие скромные положительные тенденции лучше, чем ничего. Однако главные причины подорожания длинномерной продукции крылись в ситуации на рынках внешних, прежде всего на Ближнем Востоке (регионе, традиционно потребляющем достаточно большую долю украинского проката или, по крайней мере, заготовок для его производства). Ситуация на данном рынке непосредственно влияет на ценовую политику украинских металлургов, а значит, и на внутренние расценки.

Динамика расценок украинского рынка в сегменте длинномерного проката

Рис. 1. Динамика расценок украинского рынка в сегменте длинномерного проката (цены приведены для партии металла массой 5 т, с НДС)

Сравнительная динамика экспортных расценок украинских производителей, цен рынка Ближнего Востока и внутренних цен на арматуру

Рис. 2. Сравнительная динамика экспортных расценок украинских производителей, цен рынка Ближнего Востока и внутренних цен на арматуру

Рост цен на Ближнем Востоке, начавшийся в мае на фоне долгожданной активизации арабских трейдеров, подошел, казалось, к своему завершению уже к июню, однако ситуация на внутреннем рынке в Турции спровоцировала новый виток увеличения расценок (рис. 2). Дело в том, что, в результате активного развития турецкой строительной отрасли, местные производители в какой-то момент переориентировались на внутренний рынок, а немногочисленные партии металла, отправляемые на экспорт, существенно подорожали. Поскольку Турция является одним из основных поставщиков металла на рынки Ближнего Востока, подобная ситуация не могла не вызвать дополнительного повышения расценок в регионе. Тем более что украинские и российские поставщики не замедлили воспользоваться сложившейся ситуацией и тоже подняли свои экспортные котировки. Надо сказать, что подобному тренду способствовала ситуация и на рынке длинномерного проката в ЕС. После финансового кризиса 2008 года, строительная отрасль ЕС, тесно связанная с кредитными ресурсами, переживает не самые лучшие времена. Тем более что в самом Европейском Союзе периодически возникают миникризисы, связанные с долгами Греции, Португалии, Ирландии и т.д., которые явно не способствуют нормализации финансового сектора. Все это привело к тому, что производители длинномерного проката в ЕС, лишившись внутреннего рынка сбыта, обратили свои взоры на рынки внешние, где, как оказалось, при желании они могут конкурировать по цене даже с украинскими металлургами.

Создавая дополнительное давление на рынок Средиземноморского региона, металлурги ЕС способствовали усилению отрицательного тренда в периоды спада и торможению положительного тренда во время роста цен.В 2010 году они, стремясь сбыть свой металл во что бы то ни стало, устроили самую настоящую демпинговую гонку с украинскими производителями. Однако именно в начале лета 2011 года строительство в ЕС начало подавать признаки жизни. Это позволило местным металлургам переориентироваться на удовлетворение своих внутренних потребностей, снизив тем самым конкуренцию на внешних рынках. Теперь, после положительного решения вопроса греческих долгов, финансовая жизнь ЕС должна хотя бы на некоторое время наладиться, а значит, и строительная отрасль (быть может) не будет сбавлять взятые темпы восстановления.

Все это помогло довести ближневосточные цены на арматуру до 750 $/т CFR. Правда, потребители не приняли подобное повышение, так что на протяжении второй половины июня - первой декады июля расценки в регионе плавно снижались.

К середине лета стало возможно говорить о некоей стабилизации цен на внешнем рынке. Многие металлурги запланировали на лето ремонтные работы и не испытывают потребности в немедленной распродаже своей продукции. В ЕС и Турции сохраняется достаточно активный внутренний спрос на длинномерную продукцию, позволяющий местным производителям не слишком остро реагировать на снижение внешнего потребления. Более того, в последние дни, стремясь запастись металлопрокатом перед началом священного месяца Рамадана, многие арабские трейдеры возобновили закупки, что вновь привело к небольшому повышению расценок. Неизвестно, насколько далеко заведут подобные колебания ценовых уровней, однако, вероятно, кардинальных изменений на ближневосточном рынке длинномерного проката до конца лета ожидать не стоит. Высокие цены на сырье и пока ограниченный объем предложения не способствуют дальнейшему отрицательному тренду. В то же время вероятное кратковременное повышение цен вряд ли забросит их выше того уровня, на котором они уже были в начале лета: ограничивающим фактором выступает возможность поставки относительно дешевой арматуры из ЮВА.

В целом, если бы не неожиданный всплеск цен на внешнем рынке в начале июня, расценки на длинномерный прокат в Украине имели бы все шансы сохранить свои ценовые уровни неизменными. Действительно, майское повышение внешних расценок хотя и сократило разрыв между завышенными внутренними и более низкими мировыми ценами, но не ликвидировало его полностью. Оставшийся зазор между ценовыми уровнями в 50-60 $/т был достаточно велик, чтобы не провоцировать украинских производителей на повышение и так немаленьких внутренних цен. Однако июньский рост расценок на Ближнем Востоке нивелировал и этот разрыв, сравняв (пусть и на короткое время) внешние и внутренние цены. Тем самым он спровоцировал увеличение расценок отечественного рынка, которые обычно минимум на 50 $/т выше мировых. Начало роста на внутреннем рынке совпало с разворотом тренда рынка внешнего: цены за рубежом начали снижаться. В результате к середине лета расценки отечественного рынка превышали цены на Ближнем Востоке на 50 $/т, а экспортные котировки украинских производителей ─ на все 100 $/т. Как показывает опыт прошлых лет, подобный разрыв достаточен для стабилизации внутренних цен при условии относительной неизменности внешних расценок. Правда, предрамадановская активизация ближневосточного рынка создает дополнительные риски краткосрочного взлета цен до уровня месячной давности. Это может поспособствовать дальнейшим положительным тенденциям на внутреннем рынке.

Таким образом, хотя вероятность стабилизации уровня цен, сложившегося на украинском рынке длинномерного проката к середине июля, достаточно высока, нельзя полностью исключать возможность продолжения плавного положительного тренда до начала августа. Дальнейшее изменение внутренних расценок станет возможным только в результате существенных колебаний на внешних рынках (которые не прогнозируются ранее осеннего сезона). Это значит, что до конца лета украинский рынок длинномерного проката, вполне возможно, будет характеризоваться неизменностью установившихся к началу августа ценовых уровней.

Максим Рассоха