Обзор рынка длинномерного проката
Расценки отечественного рынка длинномерного проката сохраняли неизменность на протяжении всей весны, отражая устойчиво подавленное состояние внешних рынков. С начала мая наблюдается активизация мировых торговых площадок, которая, однако, пока не создала условий для повышения расценок на внутреннем рынке, так как цены на нем все еще завышены.Поэтому вероятность сохранения нынешнего ценового уровня в дальнейшем высока.
На украинском рынке длинномерного проката вот уже три месяца царит ценовая стабильность, при которой расценки на те или иные виды металла незначительно колеблются вокруг установившегося сбалансированного уровня. Так, например, некоторое снижение цен на уголок и швеллер в конце апреля было откорректировано повышением их до прежних значений после майских праздников (рис. 1). При этом цены на знаковый для данного сегмента товар ─ арматуру, наиболее общим образом характеризующую влияние внешних рынков на внутренние цены, ─ практически не меняются с начала весны.
Действительно, расценки арматуры на мировых торговых площадках и в ключевом для украинских производителей регионе Ближнего Востока и Северной Африки особенно оставались практически неизменными, начиная с середины февраля и до конца апреля. Выйдя после незначительной коррекции на сбалансированный уровень в 670-680 $/т (CFR), цены на длинномерный прокат в данном регионе не могли упасть ниже вследствие подорожания сырья, а значит и увеличения себестоимости металлургической продукции (рис. 2). В то же время стремительное сокращение спроса как результат дестабилизации политической (а вслед за ней и экономической) обстановки в регионе не позволяло поставщикам металла хоть немного поднять свои котировки. Отметим, что отечественные металлурги в подобных непростых условиях все же нашли свою нишу: они продавали не готовую продукцию, а полуфабрикаты, предназначенные для прокатных станов стран Ближнего Востока.

Рис. 1. Динамика расценок украинского рынка в сегменте длинномерного проката (цены приведены для партии металла массой 5 т, с НДС) по данным издательства «Металлика»
Рис. 2. Сравнительная динамика экспортных расценок украинских производителей, цен рынка Ближнего Востока и внутренних цен на арматуру по данным издательства «Металлика»
Ситуация на украинском рынке, традиционно отразила внешние события с определенным временным лагом. За счет продолжающегося по инерции роста на внутреннем рынке при наблюдающейся коррекции рынка внешнего между ними установился ценовой разрыв на уровне 70 $/т. Так как экспортные котировки украинских производителей обычно ниже внешних, разрыв между ценами внутреннего рынка и экспортными расценками достигает 100 $/т.
Подобный дисбаланс, тем не менее, не привел к формированию отрицательного тренда на украинском рынке, чего, впрочем, не наблюдалось и ранее в схожих ситуациях. За счет высокой степени монополизации, характерной для отечественного сегмента длинномерного проката, внутренние расценки обычно могут удерживаться на уровне, превышающем внешние, неопределенно долгое время (если только им не начнет угрожать массовое поступление в Украину дешевого импорта). Весной 2011 г. подобной угрозы не наблюдалось. Высокий курс евро сдерживал активность производителей из ЕС, а китайская арматура с учетом транспортировки не могла составить конкуренцию украинской. В результате цены оставались стабильными: рост при уже завышенных внутренних расценках был невозможен, а снижения цен не произошло по указанным выше причинам.
В начале мая на внешнем рынке наметились долгожданные положительные сдвиги: расценки на длинномерную продукцию повысились на 20-30 $/т. Следует выделить несколько причин, поспособствовавших такому развитию событий:
- Праздничная пауза в работе украинских (и российских) экспортеров привела к уменьшению предложения дешевого металла.
- Активизация внутреннего рынка в Турции позволила турецким металлургам повысить котировки при поставках продукции в другие государства.
- Оживление спроса в некоторых странах (Алжир, Египет, Саудовская Аравия) и надежды на начало масштабных государственных инвестиционных программ в Иране.
- Стремление металлургов ЕС, пользуясь вышеперечисленными факторами, повысить и свои котировки.
Надо сказать, что небезосновательные надежды на оживление спроса в странах Ближнего Востока и Северной Африки стали еще одной причиной незыблемости внутренних украинских расценок. Таким образом, отечественные производители были уверены, что ближневосточные трейдеры в конце концов выйдут на рынок, чтобы пополнить израсходованные запасы. Когда это случится, никто не знал, но этот свет в конце тоннеля только укреплял украинских металлургов в их нежелании играть на понижение на внутреннем рынке. Им выгоднее было сохранить установившийся завышенный уровень цен в надежде, что когда-нибудь увеличение внешних расценок послужит ему оправданием.
В то же время сейчас нельзя с уверенностью сказать, получат ли продолжение нынешние положительные тенденции на региональном рынке. Спрос вырос только по сравнению с абсолютно провальными мартом-апрелем, но не достиг уровня весны 2010 г. (тоже, кстати, далеко не безоблачного периода). Неразбериха в Ливии, эскалация внутреннего противостояния в Сирии и сохраняющаяся напряженность в остальных странах региона ─ не лучший фон для полномасштабного роста цен. Достаточно вероятным выглядит сценарий, по которому трейдеры в арабских странах, пополнив запасы в мае-начале июня, уйдут с рынка вплоть до окончания священного месяца Рамадана (то есть до сентября).
Способна ли нынешняя активизация рынков существенно разогнать цены? Нельзя сказать наверняка. Судя по тому, что количество простаивающих мощностей в регионе Средиземноморья достаточно велико, дефицита длинномерной продукции можно не опасаться (скорее даже наоборот). Поэтому повышение расценок будет, вероятно, довольно плавным. Собственно, к третьей декаде мая дальнейшее увеличение цен уже вызвало растущее сопротивление потребителей. Единственной отдушиной для производителей длинномерного проката остается сегмент катанки, спрос на которую вырос не только в ЕС, но и в Турции.
Ситуация на внутреннем рынке Украины также выглядит противоречивой. Пока не оправдала надежд на скорый выход из кризиса строительная отрасль, по-прежнему зажатая в тисках недостаточного финансирования и дорогих кредитов. Потребление длинномерной продукции в марте-апреле было не на высоте. Правда, в начале мая трейдеры отмечали активизацию спроса на арматуру и другие виды проката, так что есть надежда на постепенное оживление внутреннего потребления.
Вполне возможно, что разрыв между высокими внутренними и более низкими внешними расценками, уменьшившийся в начале мая, в дальнейшем существенно изменяться не будет. А после того, как временная активность на ближневосточном рынке затихнет, он может даже вновь увеличиться до своих апрельских размеров (за счет снижения внешних расценок). Подобный сценарий означает высокую вероятность сохранения нынешнего уровня цен на длинномерный прокат в Украине (и уж снижения расценок теперь точно ожидать не стоит). Оживление спроса на внешнем и внутреннем рынках не дает никаких оснований для отрицательного тренда в ближайшем будущем. В то же время украинские цены остаются завышенными, что делает увеличение расценок в отечественном сегменте длинномерного проката маловероятным.
Конечно, может случиться, что внезапное увеличение внутреннего спроса на фоне активизации внешних рынков создаст локальный дефицит того или иного вида проката, что поспособствует взятию им нового ценового уровня. Однако более вероятным пока выглядит сценарий сохранения относительной ценовой стабильности как в оставшиеся майские дни, так и в июне (а быть может, и на протяжении всего лета).
Максим Рассоха