Обзор рынка длинномерного проката

После мощного повышения расценок на длинномерный прокат в конце января – начале февраля, на украинском рынке «установился штиль». Частично стабилизации расценок способствовала холодная погода (остудившая спрос на арматуру со стороны строителей), частично – некоторая оторопь потребителей (пока не привыкших к новым расценкам). Однако главным фактором выступило «замораживание» внешних рынков в результате череды арабских революций. При этом дальнейшее развитие ситуации покрыто туманом неопределенности. Можно лишь предположить, что существенного увеличения внешних котировок в ближайшее время не предвидится, а значит и на внутреннем рынке расценки в целом останутся на уже  установившемся уровне.

Резкое повышение расценок на арматуру после новогодних праздников потянуло за собой  рост цен и на остальные виды длинномерного проката уже в феврале. Впрочем, к концу зимы цены в данном сегменте более-менее стабилизировались, оставаясь, в целом, на достигнутом уровне и в марте (рис. 1). Расценки на арматуру (являющуюся главной экспортной позицией  длинномерного проката) традиционно наиболее чувствительны к тенденциям внешнего рынка. Именно поэтому они раньше начали расти и раньше стабилизировались по сравнению с другими видами продукции. Более того, именно чуткость арматуры к мировым тенденциям определила снижение расценок на нее в июне-июле прошлого года, на волне спада  мирового рынка стали. Тогда же швеллер, уголок и балка сохранили свои высокие ценовые уровни, в результате чего сформировался разрыв между относительно дешевой арматурой с одной стороны и дорогим сортовым прокатом – с другой. Недавнее повышение в сегменте длинномерной продукции во многом ликвидировало данный дисбаланс за счет опережающего роста цен на арматурный прокат. Так, если расценки на уголок выросли на 700 грн/т, швеллер на 600 грн/т, балку – на 150 грн/т, то удорожание арматуры составило 1000 грн/т. Это выровняло соотношение цен в сегменте длинномерного проката, приведя его  к более «естественному» виду.

Динамика расценок украинского рынка в сегменте длинномерного проката

Рис. 1. Динамика расценок украинского рынка в сегменте длинномерного проката (цены приведены для партии металла массой 5 т, с НДС) по данным издательства «Металлика»

Сравнительная динамика экспортных расценок украинских производителей, цен рынка Ближнего Востока и внутренних цен на арматуру

Рис. 2. Сравнительная динамика экспортных расценок украинских производителей, цен рынка Ближнего Востока и внутренних цен на арматуру по данным издательства «Металлика»

Оживление мировых рынков (начавшееся в ноябре прошлого года и с традиционным временным лагом в два месяца отразившееся на рынке внутреннем) поначалу было вызвано пополнением запасов трейдерами на Ближнем Востоке и в Северной Африке. К концу 2010 года положительный тренд был существенно подкреплен взрывным ростом цен на сырье (как рудное, так и коксовое), вызванным форс-мажорными погодными условиями в Австралии и Бразилии – главных поставщиках руды и угля на мировой рынок. Однако к концу января трейдеры прекратили закупки, а через несколько дней грянула череда арабских революций, поначалу относительно мирных, однако на сегодняшний момент переросших в полноценные военные действия в той же Ливии. Под угрозой дестабилизации находится и  ситуация во многих других странах региона.

Все это вовсе не способствует наращиванию спроса в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а именно этот регион, как известно, является традиционным покупателем украинского длинномерного проката. Более того, в значительной степени переориентировавшиеся на экспортные поставки производители Южной Европы также лишились весомой части своих потребителей. Все это создало избыток металлургических мощностей в регионе. В то же время, наученные горьким опытом полугодичной давности производители сумели ограничить предложение и не пустились в откровенный демпинг. В результате цены сначала немного просели, но вот уже месяц удерживаются на относительно стабильном уровне. Правда, продажи остаются крайне низкими.

Пока что никто не берется предсказывать дальнейшее развитие ситуации на рынке. С одной стороны, отсутствие закупок за рубежом указывает на постепенное расходование внутренних запасов в арабских странах, которое должно, по идее, когда-нибудь вылиться в полномасштабное пополнение запасов, сопровождаемое новым витком роста цен. С другой стороны, общая ситуация на мировом рынке металла сейчас далека от однозначно оптимистичной, да и куда заведут революция в Ливии и волнения в других арабских странах, никто не знает. Так что ожидаемого всплеска спроса может и не быть.

Последние события подсказывают следующую возможность: повышение государственных расходов в богатых нефтяных монархиях Ближнего Востока (в целях предотвращения народных возмущений) поспособствует в том числе и активизации строительных проектов. Связанные условиями госфинасирования, они будут потреблять арматуру, прежде всего, местного производства (что, впрочем, открывает, для украинских металлургов, привыкших работать в сегменте полуфабрикатов, возможность для поставки заготовок на прокатные заводы в арабских странах). Это, по идее, должно активизировать рынок полуфабрикатов, который может «выдавить» наверх цены на конечную продукцию, даже если реальный объем сделок по ней будет оставаться низким. Впрочем, сомнительно, чтобы в ближайший месяц в Средиземноморье и на Ближнем Востоке наблюдался резкий рост цен на металл. Если он и состоится, то, скорее всего, ближе к концу апреля. Это значит, что в ближайшие недели определяющего влияния на ситуацию в Украине данный фактор оказывать не будет.

Стабилизация расценок на арматуру и другие виды длинномерного проката в Украине напрямую увязана с застоем на рынке внешнем. За счет некоторого проседания мирового рынка и опережающего январского роста внутренних цен, цены на арматуру в Украине сейчас на 60-70 $/т выше, чем  за рубежом. Как показывает опыт, подобный разрыв не является условием для обязательного понижения внутренних расценок – этому препятствует достаточно высокая степень монополизации рынка длинномерного проката. Впрочем, и оснований для дальнейшего роста тут не наблюдается. Цены в России сегодня выше, чем в Украине, но поставки туда ограничены квотами и постоянными угрозами антидемпинговых расследований относительно продукции украинских металлургов. В любом случае, «слить» туда весь излишек выпускаемой арматуры не получится и полноценной заменой ближневосточному российский рынок не станет.

Надо сказать, что февраль ознаменовался также некоторым ослаблением спроса на длинномерный прокат на внутреннем рынке. Сказались как неожиданно резкое для многих потребителей повышение расценок, так и суровые погодные условия, полностью оправдывавшие украинское имя этого месяца. В результате активность потребителей длинномерного проката (а это, прежде всего, строители) снизилась. Очевидно, спрос возрастет с наступлением весны, однако, по указанным выше причинам это вряд ли приведет к существенному росту расценок на длинномерный прокат (по крайней мере, до конца апреля). Возможны лишь незначительные колебания вокруг установившегося равновесного ценового уровня. Так, в середине марта, трейдеры, стремящиеся пополнить свои оборотные средства, начали предоставлять покупателям «неофициальные» скидки на длинномерный прокат в размере 100-200 грн/т.

Расценки на арматуру, уголок, балку и швеллер могут существенно вырасти только на фоне положительного тренда внешнего рынка, которого пока не наблюдается. Конечно, все может достаточно быстро измениться, однако немедленный отклик внутреннего рынка на тенденции рынка внешнего возможен только в случае взрывного роста последнего. Это на сегодняшний день маловероятно, а значит – если даже вскоре начнется оживление спроса на ближнем Востоке и в Средиземноморье, украинский рынок ощутит его где-то после майских праздников. До этого времени, весьма вероятно, цены будут оставаться относительно стабильными.

Максим Рассоха