Общий обзор рынка черного металла — 09.01.2020

2019 г. мировой рынок стального проката завершил на ценовом отскоке (хотелось бы сказать «на подъеме», но веских оснований для подобного утверждения пока нет). Положительное движение цен, безусловно, имеет место быть, но на данный момент глобальные стальные расценки лишь выкарабкиваются из провала, в который они скатились в минувшем году. Хотя, учитывая количество негативных экономических сюрпризов, которые преподнес металлургам прошедший год, ситуация в мировой сталелитейной отрасли выглядит далеко не так плохо, как могло бы быть.

Роль основного и основополагающего негативного фактора, подрывающего основы глобальной экономики, в 2019 г., без сомнений, сыграл все тот же торговый конфликт между США и КНР (негативные последствия этой схватки гигантов напрямую отзываются на экономиках всех мировых стран). Несмотря на неоднократные заверения президента США о достигнутом взаимопонимании сторон, данная торговая война все еще далека от завершения. К сожалению, анонсированное подписание «первой фазы» нового торгового соглашения способно лишь снизить чрезмерный накал страстей, но не затрагивает главных проблемных точек. Как мероприятие, облегчающее проведение дальнейших переговоров, «первая фаза», безусловно, является полезной инициативой, но ожидать от нее слишком многого не стоит. В лучшем случае она лишь предварит более серьезные переговоры, в худшем — сыграет роль очередного проходного момента в затянувшемся торговом скандале. Впрочем, наученные горьким опытом кризисного 2008 г., стороны все же стараются не перегибать палку слишком сильно. Поэтому, несмотря на всю неустойчивость мировой экономики, до масштабного кризиса в текущем году, скорее всего, дело не дойдет.

Цены на металлопродукцию в Украине

Рис. 1. Цены на металлопродукцию в Украине

Расценки на арматуру: украинские экспортные, украинские внутренние и мировые

Рис. 2. Расценки на арматуру: украинские экспортные, украинские внутренние и мировые

Для президента США, инициировавшего торговую войну с Китаем, 2020 г. имеет громадное значение как год новых президентских выборов. Для переизбрания на второй срок Д. Трампу необходимо продемонстрировать убедительные успехи в экономике и внешней политике. Учитывая, что китайцы, вероятнее всего, будут затягивать переговоры в надежде на то, что новый президент США окажется более сговорчивым, получение весомых позитивных результатов в данной сфере выглядит для Д. Трампа весьма проблематичным. Каким образом он будет вынуждать китайское правительство делать нужные для себя шаги — предугадать крайне сложно. Следовательно, в 2020 г. сохраняются высокие риски неожиданных решений со стороны президента США, которые могут как углубить торговый конфликт с КНР, так и заморозить его или привести к благополучному разрешению.

Добавляет неясности в экономические прогнозы по мировому сталелитейному сектору в 2020 г. и Китай. Основная интрига состоит в том, какую именно внутреннюю экономическую политику будут проводить китайские власти: продолжат ли они стимулировать потребление стального проката в стране или начнут активно «притормаживать» местную экономику, готовя ее к мягкой посадке? К позитивным моментам, снижающим возможные риски «стальной» интервенции китайских сталеваров на зарубежные рынки, можно отнести заявление властей КНР о том, что в текущем году в развитие внутренних инфраструктурных проектов будет вложено порядка 385 млрд долларов. Многое еще зависит от того, насколько решительно правительство КНР будет в 2020 г. проводить анонсированную ранее политику сокращения избыточных мощностей. Пока ее результаты являются неоднозначными: местные сталевары прибегают к бесчисленным уловкам, чтобы не закрывать работающие заводы, какими бы устаревшими и лишними они ни были. В случае неблагоприятного (для остального мира) стечения экономических обстоятельств, внутренний китайский рынок, который сейчас «варится сам в себе», может начать выплескивать образовавшиеся излишки стального проката на внешние рынки. Если это произойдет, то окажет весьма негативное влияние на шаткое равновесие, наблюдающееся в данный момент на глобальном стальном рынке.

К стабилизирующим рынок факторам можно отнести улучшение показателей металлургической отрасли Турецкой Республики. В последнее время у местных сталеваров получилось заметно повысить не только экспортные, но и внутренние расценки на сталь, опираясь при этом на увеличивающуюся стоимость лома. Насколько прочным окажется начавшееся повышение — предвидеть сложно.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что главной бедой глобального стального рынка останется неясность как дальних, так и ближайших перспектив. Подобная неопределенность никак не способствует оздоровлению экономики, соответственно, и особого укрепления глобального спроса на сталь в ближайшее время можно не ожидать. Большее влияние на мировые стальные расценки в следующие месяцы, судя по всему, будут оказывать временные спекулятивные и политические моменты, а не реальные изменения в объемах потребляемого стального проката.

 

Издательство "Металлика"