Общий обзор рынка черного металла — 02.08.2019

За последние месяцы отрицательный мировой тренд набрал такую инерцию, что остановить его «с лету» не получается ни у кого. Ситуацию можно сравнить с громадным валуном, скатывающимся с кручи падающего спроса. Процесс, начавшийся с неспешного движения, перешел в «горячую» фазу, и теперь затормозить махину, уверенно и быстро движущуюся вниз по склону, крайне сложно. Для этого нужны или согласованные и продуманные усилия значительного количества мощных игроков (в одиночку это уже никому не под силу), или глобальное изменение внешних условий (в данном случае — снижение крутизны склона, с которого скатывается валун). Но мировой спрос на сталь остается вялым, а цены продолжают катиться вниз.

Обостряет ситуацию давление, оказываемое на маржу металлургов растущими ценами на основное сырье для производства стали — железную руду. Характерным моментом является сильнейшее ощущение дежавю, возникающее при рассмотрении истоков данной проблемы. Ситуация весьма напоминает «трагикомедию» десятилетней давности, которая разворачивалась в посткризисном 2009 г. между австралийскими поставщиками ЖРС и китайскими металлургами. Как мы помним, она обладала всеми отличительными признаками знойной бразильской мелодрамы: здесь были замешаны большие деньги, бушующие страсти, утонченные скандалы и даже обвинения противоположной стороны в шпионаже. Истоки конфликта лежали в стойком убеждении австралийского горнорудного гиганта Rio Tinto в том, что покупатели обязаны платить за ее ЖРС столько, сколько посчитает нужным компания. Упор при этом делался на собственные расчеты, в которых внимание обращалось не столько на состояние рынков, сколько на то, сколько денег водится в кармане потенциального покупателя. Завышенная оценка платежеспособности основного клиента (Китая), основанная на принципе «заплатят, никуда не денутся», накалила ситуацию до предела.

Цены на металлопродукцию в Украине

Рис. 1. Цены на металлопродукцию в Украине

Расценки на арматуру: украинские экспортные, украинские внутренние и мировые

Рис. 2. Расценки на арматуру: украинские экспортные, украинские внутренние и мировые

В 2009 г. китайцы, возмущенные тем, что австралийцы на протяжении одного года вдвое подняли котировки на ЖРС (догнав цену за сорт Pilbara Blend Fines, содержащий 62 % Fe, до 144,66 $/т), пошли на открытый торговый конфликт. Основным итогом конфликта стали ощутимые финансовые потери, в первую очередь, для основательно «перегнувшей палку» компании Rio Tinto. Но полученного урока хватило лишь на десять лет. Ситуация с железорудным сырьем 2019 г. начинает все больше напоминать то, что происходило в далеком 2009 г.

С января 2019 г. расценки на австралийское ЖРС взлетели с 72 до 126 $/т (т. е. на 75 %). Данное подорожание является весьма болезненным для тех металлургов, которые вынуждены работать на покупном железорудном сырье, так как своей руды им не хватает. Как и десять лет назад, «лидирует» здесь металлургический сектор Китая, традиционно являющийся крупнейшим клиентом австралийских и бразильских производителей железорудного сырья. При этом внутренние китайские расценки на сталь никак не способны компенсировать 75-процентное подорожание ЖРС этого года. Средняя прибыль сталелитейных компаний КНР в первые 5 месяцев текущего года упала приблизительно на 18 %. На фоне общего замедления китайской экономики (по результатам II квартала она продемонстрировала худшую с 1992 г. динамику) это вызывает определенные опасения в своем будущем у местных металлургов. Представители крупных сталелитейных компаний начали обращаться к правительству страны с настойчивыми просьбами повлиять на ситуацию и провести расследование, способное обуздать аппетиты производителей железорудного сырья.

В то же время австралийские горнорудные компании, вздувшие цены на основное сырье для производства стали, пока не намерены отказываться от открывшегося для них окна возможностей и пытаются использовать его, как говорится, по полной. По свидетельству информационного агентства Reuters, на данный момент акции австралийских железорудных компаний растут в цене рекордными темпами. Подобную динамику они демонстрировали в последний раз перед мировым финансовым кризисом 2008 г. Согласно данным, публикующимся в открытых источниках, все та же компания Rio Tinto заявила о том, что каждые 10 долларов, на которые дорожает тонна руды, обеспечивают ей добавочные 2 млрд долларов прибыли. При этом, по предварительным расчетам аналитиков, дефицит на мировом рынке ЖРС, возникший в этом году вследствие форс-мажорных остановок части бразильских рудников, может продлиться около трех лет.

На данный момент китайцы наращивают производство собственного железорудного сырья, но кардинально на сложившуюся ситуацию это повлиять не сможет, так как значительную часть ЖРС им все равно придется закупать. Дальнейшее падение маржи с большой вероятностью способно привести к вынужденному снижению объемов производимого в КНР стального проката (или даже закрытию части наименее рентабельных предприятий), что избавило бы мировой рынок от части избыточных мощностей. Но китайцы крайне неохотно поступаются своей выгодой, а это значит, что следующий ход в наметившемся конфликте интересов будет за правительством Китая. Решит оно воспользоваться возможностью оперативно снизить количество производимого в стране проката или станет на защиту своего металлургического сектора — покажет время.

Издательство "Металлика"