Металлургические гиганты Украины в условиях кризиса

Кризисные процессы в мировой экономике болезненно отразились на всех украинских метпредприятиях. И хотя в последние месяцы ситуация несколько стабилизировалась и даже наметились позитивные сдвиги, положение все равно остается весьма непростым. Рассмотрим, в какой степени негативные явления затронули основные украинские металлургические корпорации.

Международное рейтинговое агентство Fitch по итогам первого полугодия подтвердило рейтинг корпорации «Метинвест», сохранив его на уровне «В», правда, с негативным прогнозом. Примечательно, что «Индустриальный Союз Донбасса», предприятие «Донецксталь» и трубно-колесная компания «Интерпайп» прекратили сотрудничество с Fitch, в связи с падением своих рейтингов. Таким образом, «Метинвест», по оценкам данного агентства, уверенно лидирует среди украинских металлургических бизнес-проектов. Чем объясняется подобное положение?

Сильной стороной группы является ее вертикальная интегрированность. Компания, владея большинством разработанных горнорудных активов Украины, с избытком обеспечивает себя сырьем и во многом может диктовать свои условия другим метпредприятиям страны. Обеспеченность коксующимся углем и коксом у группы хотя и не полная, но позволяет быть во многом самодостаточным игроком на данном направлении. При этом работа по интеграции в структуру компании новых коксовых производств не прекращается даже во время кризиса. Обладая, таким образом, мощной сырьевой базой, которая находится в непосредственной близости от собственно металлургических активов группы, «Метинвест» способен максимально снизить сырьевую составляющую в себестоимости готовой продукции. Слабой стороной компании являются устаревшие основные фонды, обладающие большой энергоемкостью и выпускающие зачастую не слишком качественный прокат, что способствует вытеснению продукции группы в полуфабрикатный сегмент. Приобретение европейских прокатных компаний, на которые украинская заготовка поставляется для передела c последующей продажей в ЕС, несколько выравнивает ситуацию, однако факт остается фактом – с началом кризиса доля полуфабрикатов в общем объеме выпускаемой продукции увеличилась. Данный недостаток является прямым продолжением вышеозначенных преимуществ – стратегия развития, направленная на приобретение и интеграцию в производственную цепочку новых активов, не оставляла достаточно средств для модернизации уже существующих.

Классическим примером в принципе ненужного актива, висящего на балансе корпорации, является «Макеевский МЗ». Так как основу предприятия составляют устаревшие мартеновские цеха, выплавка стали на Макеевке была рентабельна только в период сверхвысоких цен на металл и только на базе дешевого собственного сырья. Ранее были планы полностью модернизировать завод, однако в условиях кризиса деньги на подобный проект найти сложно. В данный момент выплавка стали на предприятии полностью остановлена, работают только прокатные цеха, перекатывая заготовку других заводов. Причем, похоже, и это делается лишь по договоренности с правительством ради поддержания определенной социальной стабильности на градообразующем предприятии.

Остальные базовые предприятия группы, хотя и сократили выплавку стали в первом полугодии 2009 г. относительно 2008 г. («Азовсталь» на 41%, «Енакиевский МЗ» на 22%), но в целом обеспечили Метинвесту неплохие (для нынешних условий) финансовые показатели. Отметим, что относительно низкие цены на энергоносители также играют на руку корпорации.

Во многом противоположную стратегию развития выбрал «Индустриальный Союз Донбасса». Не имея собственной сырьевой базы, он серьезно вложился в модернизацию своих мощностей и выстраивание логистических цепочек потребителей своей продукции на европейских рынках. При этом ИСД влез в серьезные долги, вполне терпимые во времена всеобщего благоденствия и высоких цен на металл, но ставшие сегодня заметной обузой. Кризис «уронил» объем выручки от продажи продукции и уничтожил возможность перекредитоваться под нормальный процент. Сокращение выплавки стали на предприятиях группы было меньшим, чем у того же «Метинвеста» («Алчевский МК» на 32%, «ДМК им. Дзержинского» на 11%), однако финансовые результаты деятельности компании не позволяют пока уверенно говорить о сохранении в будущем всех активов группы. В частности, возможна продажа польского меткомбината ISD-Huta Czеstochowa, принадлежащего сегодня ИСД.

Криворожсталь входит в состав могущественной «Arcelor Mittal», поэтому проблемы с сырьем ее особенно не волнуют. Другое дело, что агрессивная политика материнской компании, направленная на собирание металлургических и рудных активов по всему миру, загнала ее в долговую яму. Как и в случае с ИСД, в условиях кризиса кредитные обязательства превратились в тяжелую ношу. Что касается конкретно Криворожстали, то она стала одним из «лидеров» отрасли по темпам падения производства (-39% за первое полугодие 2009 г. по сравнению с 2008 г). Не в последнюю очередь это произошло потому, что завод  ориентирован на выпуск длинномерного проката — общемировой кризис в строительстве больно ударил по торговым показателям главного в стране производителя арматуры. В целом, прогноз по заводу дается следующий: как только ситуация на рынке улучшится, «Arcelor Mittal» с удовольствием обеспечит предприятию максимальную загрузку. Однако вкладываться в модернизацию комбината группа не планирует – других проблем хватает. Об этом свидетельствуют переговоры с Фондом госимущества Украины о внесении корректив в инвестиционные обязательства.

«Запорожсталь» и «ММК им. Ильича» — производители плоского проката. Это предприятия-одиночки, без своей значительной рудной базы, имеющие относительно небольшую свободу маневра при сбыте продукции. По ним кризис ударил очень сильно. В данный момент на «Запорожстали» идет процесс перегруппировки собственников. К «ММК им. Ильича», в свою очередь, присматривается «Метинвест» – заводские мощности по производству листового проката могли бы удачно дополнить производственную структуру мощнейшей в Украине металлургической корпорации. Однако пока что ильичевцы сохраняют самостоятельность.

Скажем несколько слов о предприятии с самыми туманными перспективами – «ДМЗ им. Петровского», которое у группы «Приват» приобрела вместе с коксохимическими и рудными активами российская компания Романа Абрамовича «Евраз». Надо сказать, что последний во времена «дешевых денег» вел мощную экспансионистскую политику и, похоже, купил самый «убитый» метзавод Украины только как плацдарм для дальнейшего развертывания бизнес-интересов. Денег на модернизацию у «Евраза», отягощенного невыплаченными кредитами, теперь нет. Поэтому в ближайшем будущем «ДМЗ им. Петровского» в лучшем случае переведут в режим проката заготовок (аналогично Макеевскому МЗ).

В целом, рассматривая украинские меткорпорации, можем сделать следующие выводы:

  1. «Метинвест», несмотря на наличие многих проблем, в целом крепко стоит на ногах. Под угрозой его производственные мощности могут оказаться в результате серьезного роста цен на энергоносители, не скомпенсированных адекватным увеличением цен на металл. Однако пока такой опасности не предвидится.
  2. «Индустриальный Союз Донбасса», обладая хорошим состоянием основных мощностей и продуманной логистикой, страдает от финансовых проблем, что может привести к отторжению части его зарубежных активов.
  3. «Криворожсталь», интегрированная в мощную международную корпорацию, будет работать достаточно стабильно, но, скорее всего, на износ — без модернизации.

Что касается общего состояния дел в украинской металлургии, то тут обращает на себя внимание факт приблизительного соответствия сокращения производства и объемов выплавляемой ранее мартеновской стали. Так что у кризиса в металлургии наблюдается по крайней мере один положительный эффект – экологически вредные и энергонеэффективные мартеновские производства ликвидируются «сами собой», пусть даже и таким болезненным путем.

Максим Рассоха