Харьковская область — рынок металлоторговли

Сегодня на рынке металла Харьковщины присутствует порядка полутора десятков крупных  игроков-металлотрейдеров с объемом продаж выше среднего и развитым складским хозяйством. Материнские офисы половины этих компаний находятся в Харькове, оставшиеся игроки являются представителями и филиалами металлоторговых фирм (или производителей) всеукраинского масштаба.

По мнению металлоторговцев Харьковщины, в данный момент, по сравнению с 2008 годом, на рынке отмечается, в среднем, двух-трехкратное снижение объемов продаж. Конкретный уровень падения продаж индивидуален у каждой фирмы и зависит от множества факторов, основными из которых можно назвать масштабы операционной деятельности, степень ориентированности на определенный потребительский сегмент, размеры  и структуру компании, степень ее аффилированности с производителем и пр. В отдельных случаях, при сравнении сегодняшних средних показателей с пиковыми прошлогодними, разница возрастает до шести раз.

За время кризиса состав основных игроков харьковского рынка практически не изменился — тут не произошло громких банкротств или закрытий металлотрейдеров среднего и крупного масштаба.

РукопожатиеСерьезнейшее падение спроса на металл стало причиной массовых изменений политики продаж, проводимой крупными фирмами. Кризис, приведший к глобальной переоценке ценностей, заметно переместил фокус в сторону розницы. В условиях, когда банки прекратили финансирование строительных проектов, а отсутствие свободных оборотных средств у промышленных предприятий стало обычным делом, розница превратилась в существенное подспорье для металлоторговца любого калибра.

По словам директора Харьковского регионального филиала ООО УГМК, Юрия Сергеевича Панферова, пренебрегать мелким покупателем сегодня нельзя любому, даже самому крупному игроку. «Раньше мы, как оптовая база, просто физически не могли уделить внимание розничному клиенту, потому что у нас шел большой объем валовых продаж: в некоторые дни с площадки отгружалось по 500-600 тонн металла. В таких условиях розничный клиент, конечно, не нужен, но сегодня, когда потребление, против нормального, упало втрое, мы смотрим на него уже иначе. Сейчас мы привлекаем к работе розницу, отпуская любое количество металла любому человеку — вплоть до 10 метров трубы или уголка; создали все условия для порезки,  отгрузки, оплаты наличными. Считаю, что во время кризиса такая политика себя вполне оправдывает. С другой стороны, когда начнут расти рынок и объемы сбыта — скорее всего, мы опять уйдем из этого сегмента. Это все-таки не наш профиль», — говорит он.

Подобное перераспределение потребления в сторону розницы стало отличительной особенностью кризисного времени, общей для всех крупных металлотрейдеров (и части метпроизводителей) Харькова. Если в 2008 году не такой уж невидалью был заказ от крупного клиента на 1-2 тысячи тонн металла (причем, оплаченных сразу), то сейчас нормальным считается заказ 5 тонн в наборе из 20 позиций. По словам  Юрия Панферова, если в 2008 году в структуре продаж Харьковского регионального филиала ООО УГМК на строительную отрасль приходилось 25%, машиностроение — 25%, на металлоторговцев, перепродающих металл дальше — 40% и на розницу — 10%, то в первом полугодии 2009 года эти цифры составляют всего лишь 10% для строительной отрасли, 27% для машиностроения, 45% для металлоторговцев и 18% для розницы.

Конечно, 18% розницы не являются сегодня рекордными для Харьковщины, но если, к примеру, у компании «Харьковметалл-2» этот показатель и  достигает 40%, то тут нужно учесть, что «Харьковметалл-2» всегда (т.е. и во вполне благополучные времена) делал акцент на работе с розничным покупателем. Если же говорить о традиционно крупнооптовых компаниях, то тут можно констатировать появление еще одного, общего для всех них специфического момента, связанного с кризисом: за счет увеличившихся розничных продаж общее количество их клиентов прыгнуло вверх. Этот же фактор привел к весьма заметному снижению размера среднего заказа — частники не приобретают металл тоннами, сплошь и рядом ведя разговор о микро-покупке на метры и килограммы.

В немалой степени высокий уровень сегодняшней заинтересованности трейдеров в рознице обусловлен тем, что на сегодня самой активной и порядочной в расчетах категорией потребителей являются как раз розничные покупатели (в большинстве своем занимающиеся частным строительством). Следует сказать, что малая стоимость заказов данной целевой аудитории в определенной степени компенсируется высокой степенью востребованности у нее сопутствующих платных услуг по порезке и доставке металла.

Также характерным моментом является то, что если во времена господства оптовых поставок рынок металла имел четко выраженную структуру, то сейчас устоявшаяся схема практически оказалась сломанной. Связано это с массовой переориентацией покупательских предпочтений мелкооптовых потребителей, являющихся традиционной целевой аудиторией малых металлоторговцев, специализирующихся на розничных перепродажах проката. Составлявшие ранее привычный «промежуточный буфер» между крупным трейдером (или производителем) и мелкой розницей, мелкооптовые торговцы вдруг оказались «лишними». Произошел массовый отток привычного покупательского контингента — в условиях кризиса частный покупатель, выказав готовность поступиться уровнем сервиса, стал отдавать приоритет, прежде всего, цене металла. Желая максимально снизить свои затраты — хотя бы на размер маржи мелкого металлотрейдера, специализирующегося на перепродаже металла, данный клиент начал обращаться непосредственно на крупные металлоторговые базы региона, не самый широкий ассортимент которых сплошь и рядом компенсируется низкими отпускными ценами.

По мнению всех опрошенных металлоторговцев, за время кризиса в системе расчетов на Харьковщине особо ничего не поменялось, за исключением того, что все они стали работать по 100% предоплате — это является следствием работы на нижнем ценовом пределе возможного. Если в период «легких денег» кто-то из металлотрейдеров мог позволить себе жить за счет большой наценки, а не оборота, то сейчас такой подход исключается. В условиях мизерного спроса практически все металлоторговые компании Харькова вынужденно снизили цены примерно до одного уровня.

Что касается основных металлопотребляющих отраслей региона, то, к сожалению, дела в них сегодня обстоят, мягко говоря, не блестяще. Традиционные для Харьковщины машиностроение и металлообработка сегодня находятся в упадочном состоянии. По мнению директора Харьковского регионального филиала ООО УГМК, на местное машиностроение сегодня приходится лишь около четверти общего объема металлопотребления региона — а ведь оно, как мы помним, и так уже упало в 2009 году в два-три раза. «Тотальное падение строительной отрасли плюс уменьшение объемов потребления промышленных предприятий — это сегодняшняя специфика Харьковского региона», — говорит Юрий Панферов.

Практически все металлотрейдеры сходятся в том, что более-менее стабильно из промышленных металлопотребителей Харьковщины сегодня работают разве что:

  • экспортоориентированный (держится на зарубежных заказах) ОАО «Турбоатом», стабильно выбирающий некоторый объем специального проката;
  • ООО «Харьковский завод подъемно-транспортного оборудования», изготавливающий крановое оборудование для РФ, Казахстана, металлургических предприятий Украины;
  •  государственное предприятие «Укрспецвагон», специализирующееся на ремонте и строительстве вагонов (находится под Харьковом, в городе Лозовая).

Строительная отрасль Харьковщины с начала кризиса и по сей день пребывает в состоянии, близком к шоковому. Новых объектов в этом году практически не появилось (а те, что появились, можно пересчитать по пальцам), а из старых достраиваются разве что те, готовность которых еще в прошлом году приближалась к 90-95%. В результате подавляющему большинству местных металлоторговых компаний приходится ориентироваться на частное строительство.

«К сожалению, оснований думать, что ситуация в строительной отрасли может кардинально поменяться в следующем году, пока что нет. Безусловно, очень многое будет зависеть от того, когда именно возобновятся ипотечные кредиты для населения. Но, с другой стороны, конечный потребитель в свете кризисных событий стал относиться к ипотеке  намного более опасливо, нежели раньше», — уверен  Евгений Александрович Щепин, директор компании РТК Трейд.

К масштабным инфраструктурным объектам, строящимся в Харькове в рамках подготовки к «Евро 2012», в первую очередь, стоит отнести реконструкцию стадиона «Металлист» и городского аэропорта. Эти объекты действительно потребляют значительное количество металла и металлоконструкций, но после их завершения альтернативных (подобных им по масштабам) проектов в регионе не остается.

По части перспектив харьковского металлоторгового рынка можно сказать, что хотя первая кризисная волна благополучно схлынула, говорить о чем-либо отдаленном пока что не имеет смысла: слишком много переменных факторов воздействуют сегодня на отечественный рынок. Начинать прогнозировать что-нибудь с большой долей вероятности можно будет не ранее следующей весны — после окончания президентских выборов и зимнего сезона. 

Основные трейдеры, представленные в Харькове
(в алфавитном порядке)

1  «АВС-Металл»
2  «Бумпром», ООО
3  «Водомер»
4  «Интерпайп», международная компания
5  «Комэкс», ООО
6  «МД Групп»
7  «Металл Холдинг Харьков», ООО
8  «Метинвест СМЦ»
9  «РТК Трейд»
10  «Стальсервис», ООО НПП
11  «Укрмеханобр», металлсервисный центр
12  «ФБР», ООО
13  «Харьковметалл-1», ЗАО
14  «Харьковметалл-2», ЗАО
15  «Харьковметалл», ООО
16  «Юникон», ЗАО
17  Харьковский региональный филиал ООО УГМК

Игорь Усатый

Прикрепленный файлРазмер
sdelka.jpg52.74 кб