Экономическая ситуация в Украине в проекции на рынок металла

Итоги первого квартала нынешнего года свидетельствуют о некотором охлаждении украинской экономики. Это может поставить под сомнение рост внутреннего потребления как длинномерной, так и листовой металлопродукции. У отечественных производителей нет особых оснований для повышения отпускных расценок, ведь внутренние цены и так значительно выше внешних, а на фоне слабого спроса их увеличение вообще лишено смысла.

Начало 2012 года для украинской экономики выдалось не слишком удачным. За первый квартал промышленное производство выросло по сравнению с АППГ всего на 1 %, а если взять отдельно показатели марта по сравнению с АППГ, то налицо будет пусть и небольшой, но все же спад (-1,1 %). Это значит, что индексы промышленности, как минимум, прекратили рост. При худшем варианте развития событий нынешние негативные тенденции могут продолжиться, в этом случае мы будем свидетелями отрицательной динамики развития в данном секторе экономики. Предвестником подобного сценария является снижение (пока незначительное) объемов транспортных перевозок за январь–март 2012 года по сравнению с АППГ. Таким образом, промышленность и тесно связанная с ней транспортная отрасль прекратили восстановительный рост после падения в 2009 году, замерев на уровне в 82–84 % от объемов первого квартала докризисного 2008 года.

Основные индексы хозяйственной деятельности за январь–март 2009, 2010, 2011 и 2012 гг.

Рис. 1. Основные индексы хозяйственной деятельности за январь–март 2009, 2010, 2011 и 2012 гг. (за 100 % взят уровень января–марта 2008 года)

Индексы промышленной деятельности за за январь–март 2009, 2010, 2011 и 2012 гг.

Рис. 2. Индексы промышленной деятельности за за январь–март 2009, 2010, 2011 и 2012 гг. (за 100 % взят уровень января–марта 2008 года)

Замедлился рост показателей и в сельском хозяйстве. Хотя они и увеличились по сравнению с прошлым годом, но не слишком сильно (всего на 0,5 %). В то же время это единственная отрасль, которая все последние годы находилась в «зеленой зоне», ее объемы выпуска сельскохозяйственной продукции сейчас на 13–14 % превышают показатели 2008 года. Впрочем, определенную роль в достижении подобных показателей сыграл неплохой урожай предыдущих лет, а этот фактор в нынешнем году может оказаться в значительной степени нивелирован. По крайней мере, суровая зима уже внесла коррективы в планы многих сельхозпроизводителей.

По настоящему печальной выглядит ситуация в строительной отрасли. В прошлом году наконец появилась надежда, что отрицательная динамика, характерная для строительства в 2008, 2009 и 2010 гг., наконец-то переломлена и впереди у него пусть медленный, но достаточно уверенный рост. Увы, первый квартал нынешнего года вновь оказался для строительной отрасли провальным. Очевидно, свою лепту в снижение объемов внесли рекордные морозы, приостановившие многие строительные проекты. Кроме того, в прошлом году импульсом для развития отрасли стала подготовка к Евро 2012, сейчас же основные приготовления уже сделаны и стимулом для роста объемов строительных работ чемпионат по футболу больше не будет.

Все эти соображения могли бы быть хорошим оправданием негативной статистике прошедшего квартала, но только в том случае, если не учитывать масштабы спада строительной отрасли в предыдущие годы. В то время как все остальные отрасли экономики продемонстрировали в 2010–2011 гг. восстановительный рост (а сельское хозяйство вообще развивалось крайне динамично), объемы строительных работ до сих пор «ползают» на уровне в 33–35 % от своего докризисного уровня. Как показали последние события, строительство не спешит формировать положительную динамику.

В целом, как уже говорилось, статистика свидетельствует о значительном торможении экономического развития. При объяснении подобных тенденций обычно указывают на крайне высокие цены на энергоносители, вымывающие из украинской экономики оборотные средства. Тем не менее секторальный анализ промышленного производства «неожиданно» обнаруживает сохраняющиеся на достаточно высоком уровне темпы роста химической промышленности (кстати, одной из самых зависимых от цен на газ).

Снижение объемов производства в металлургии вполне объясняется ухудшившейся внешнеэкономической конъюнктурой. Все-таки первый квартал прошлого года был временем резкого влета цен на металл, в том числе на важном для украинских металлургов рынке ЕС. Сейчас же ситуация на внешних рынках далеко не такая однозначная. Мировые торговые площадки все никак не могут отойти от обвального падения, случившегося осенью прошлого года, а попытки повышения цен обычно сталкиваются с жестким неприятием со стороны потребителя. Одним словом, пространство для маневра у украинских металлургов по сравнению с прошлым годом действительно стало гораздо более узким. В то же время гораздо более резкие темпы падения наблюдаются, например, в легкой промышленности. Объемы производства там не только не выросли, но и сократились до уровня 2010 года (что составляет порядка 75 % произведенной в 2008 году продукции).

Все это свидетельствует о низком внутреннем спросе. В формировании подобной ситуации, безусловно, поучаствовали и высокие цены на энергоносители. Ведь для компенсации дефицита «Нафтогаза» через бюджет перераспределяется значительный объем финансовых ресурсов, которые могли бы идти на социальные выплаты либо инвестироваться в инфраструктурные проекты. Однако не менее важным фактором является общая обстановка для бизнес-активности в стране, которая, по расчетам различных рейтинговых агентств, в последнее время ухудшилась.

В первом квартале нынешнего года некоторые негативные тенденции наметились и в бурно восстанавливавшемся после кризиса машиностроении. Пока оно просто замедлило прирост до близких к нулю значений. Есть подозрения, что если бы не активная закупка городами, принимающими Евро 2012, транспортных средств, то показатели в машиностроительной отрасли могли бы уйти в небольшой минус. Не слишком благоприятно у украинских машиностроителей складываются сейчас дела и на внешних рынках. Если предыдущие годы украинские вагоны активно закупались РФ, то теперь спрос на подвижной состав в России идет на спад, одновременно с которым «разворачивается» конкуренция за оставшийся сегмент рынка. Наших вагоностроителей уже обвиняют в целой серии аварий подвижного состава, существенно ограничив тем самым реализацию их продукции в РФ.

На фоне уже упоминавшегося вялого внутреннего спроса вряд ли мы в 2012 году увидим такие же высокие темпы роста в машиностроении, как в период посткризисного восстановления 2010–2011 годов.

Таким образом, с одной стороны, экспортная конъюнктура для ведущих украинских отраслей промышленности складывается сейчас не слишком удачно. С другой — высокие цены на энергоносители вымывают оборотные средства из украинской экономики. Попытки правительства в данных условиях свести бюджет (да еще в предвыборный год, когда сокращение соцвыплат с политической точки зрения недопустимо и, более того, даются обещания об их увеличении), оборачивается усилением давления на бизнес. Это также не способствует активизации внутреннего спроса, поэтому в замедлении экономического развития нет ничего удивительного. Главное, чтобы оно не переросло в новую рецессию. Впрочем, это во многом зависит от ситуации, которая будет складываться на мировых рынках, потребляющих украинскую продукцию.

Пока же остается констатировать, что в нынешних условиях ощутимое расширение внутреннего спроса на металлопродукцию вряд ли возможно. По рассмотренным выше причинам ни в сегменте плоского проката (используемого в машиностроении), ни тем более в сегменте длинномерного проката (ориентированного на строительство) потребление металла не может как-либо существенно увеличиться.

Следовательно, в ближайшем будущем отечественные металлурги вряд ли смогут рассчитывать на повышение внутренних расценок. Они и так уже завышены по сравнению с ценами внешних рынков, а стимулов для их роста на внутреннем рынке не просматривается.

Максим Рассоха