Экономическая ситуация в Украине в проекции на рынок металла

Показатели экономического развития Украины за восемь месяцев текущего года характеризуются устойчивой положительной динамикой. Это помогло существенно сократить дефицит государственных финансов. Однако ахиллесова пята украинской экономики — ее зависимость от внешних рынков — никуда не делась. Это может отозваться, как минимум, торможением нынешних темпов экономического развития в ближайшем будущем, ведь сейчас ситуация в мировой экономике далека от стабильности. Негативные тенденции на внешних рынках могут рикошетом отозваться и на потреблении металла внутри страны.

Рост основных отраслей экономики Украины, характерный для первого полугодия 2011 года, продолжился и с началом третьего квартала. По итогам января — августа промышленное производство выросло на 8,9 %, на столько же увеличился грузооборот в транспортной отрасли. Сельское хозяйство выросло на 10,5 %, объемы же строительных работ увеличились на 13 % по сравнению с АППГ. Впрочем, радуясь внушительной динамике отечественной экономики, не стоит забывать о том, что лишь в сельском хозяйстве превышен уровень докризисных месяцев 2008 года, в то время как остальным отраслям еще далеко до показателей трехлетней давности. Если промышленность и ориентированная на нее транспортная отрасль восстановились до уровня 83-85 % от значений аналогичного периода 2008 года, то строительство, несмотря на активизацию отрасли в последние месяцы, пока даже не достигло уровня 2009 года, а объемы строительных работ остаются почти в 2,5 раза меньше докризисных (рис. 1), учитывая достаточно масштабную подготовку к Евро 2012.

Основные индексы хозяйственной деятельности за январь-август 2009 г., 2010 г. и 2011 г.

Рис. 1. Основные индексы хозяйственной деятельности за январь-август 2009 г., 2010 г. и 2011 г. За 100 % взят уровень января-августа 2008 г.

Индексы промышленной деятельности за январь-август 2009 г., 2010 г. и 2011 г.

Рис. 2. Индексы промышленной деятельности за январь-август 2009 г., 2010 г. и 2011 г. За 100 % взят уровень января-августа 2008 г.

По-разному идет восстановление и в промышленности. Здесь лидером можно считать химическую отрасль, практически вышедшую на показатели трехлетней давности. Успехи пищевой промышленности, индексы которой также находятся близко к докризисному уровню, все же нельзя назвать блестящими. Объемы производства в данной отрасли в 2009 г. сократились незначительно, но с тех пор они практически не росли. Главными драйверами ее роста, как всегда, оставались машиностроение и металлургия — наиболее пострадавшие в кризис отрасли, которые соответственно и восстанавливались быстрее прочих. Тем не менее, выйдя на уровень в 75-77 % от докризисных показателей, рост этих отраслей начал несколько тормозиться. Неизвестно, как сложится дальнейшая судьба машиностроения, но вот цены внешних рынков на металл в обозримом будущем расти не будут, поэтому в металлургической отрасли весьма вероятным выглядит дальнейшее торможение прироста.

Таким образом, мы имеем классический случай восстановительного роста после глубокого спада в конце 2008 г. — первом полугодии 2009 г. И все бы ничего, если бы в дверь не стучалась вторая волна кризиса. Если раньше негативные тенденции мировой экономики во многих странах были заморожены масштабными программами государственного стимулирования, то сейчас они вновь проявляются в виде все нарастающего недоверия к финансовым возможностям теперь уже не отдельно взятого банковского сектора, а целых государственных институций. В этот ряд укладывается и снижение кредитного рейтинга США, и повышение процентных ставок по долговым обязательствам стран ЕС.

На Украину подобная ситуация оказывает негативное влияние с двух сторон. Во-первых, нервозность на финансовых рынках заставляет всех субъектов международной экономики быть осторожными, что приводит к сокращению спроса, прежде всего, на сырьевую и полуфабрикатную продукцию — основные, к сожалению, статьи экспорта украинской экономики. Во-вторых, в 2009-2010 годах Украина существенно нарастила свой внешний долг, живя с дефицитом госфинансов порядка 10 % ВВП в год. Она продолжила его наращивать и в 2011 году, хотя и меньшими темпами. По договоренности с МВФ дефицит в нынешнем году не должен был превышать 3,5 %. Если до Нового года не случится ничего неожиданного, то украинское правительство сможет с достаточной точностью уложиться в требуемый интервал. По оценкам экспертов, дефицит госфинансов в 2011 году составит порядка 4 % от ВВП. Впрочем, как бы там ни было, а внешний долг растет. При этом резко снизившаяся склонность иностранных инвесторов к рискам повысила стоимость заемных средств, а также расходы на обслуживание государственного долга. В случае с Украиной положение осложняется еще и приостановкой сотрудничества с МВФ, которое также повышает стоимость заимствований на внешних рынках для нашей страны.

Проект бюджета на 2012 год предусматривает дефицит бюджета в размере 1,6 % ВВП, что, безусловно, было бы большим достижением. Однако многие эксперты отмечают, что в реальности дефицит госфинансов по методологии МВФ может составить до 4-5 % ВВП, так как необходимо учитывать существенные дисбалансы в бюджете «Нафтогаза», а также средства, привлекаемые для тех или иных проектов под гарантии государства. Именно подобные скрытые угрозы и тормозят сотрудничество украинского правительства с МВФ, который настаивает на повышении тарифов на газ для населения и предприятий коммунального хозяйства с целью уменьшения финансовой дыры в «Нафтогазе». Однако за год до парламентских выборов подобные шаги могут ослабить электоральные перспективы действующей власти, которая и так выполнила непопулярные требования МВФ по пенсионной реформе.

Суммируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что ослабление внешних рынков вместе с определенными проблемами с рефинансированием медленно, но все же растущего государственного долга будут оказывать тормозящее воздействие на украинскую экономику в ближайшие месяцы. Кроме того, ухудшившаяся внешнеэкономическая ситуация создает дополнительное давление на курс гривны. Особенно, если учесть, что ближайшие соседи Украины — ЕС и Россия — уже существенно девальвировали свои валюты, что снижает конкурентоспособность украинских товаров и на западном, и на восточном направлении и работает на ухудшение нашего торгового баланса. Стремясь удержать курс гривны под контролем, Национальный банк ограничивает ликвидность банковской системы. Это неизбежно отражается на доступности кредитных ресурсов для субъектов экономической деятельности. Подобная ситуация, скорее всего, будет означать консервацию нынешнего не слишком радостного состояния строительной отрасли, ориентированной на кредиты, на неопределенное время. Это, к сожалению, ограничит внутренний спрос на длинномерный прокат. Или, по крайней мере, не будет способствовать его увеличению.

Общий негативный фон, в том числе вызвавший падение цен на нефть, сказывается и на экономике Российской Федерации — одного из основных потребителей украинской машиностроительной продукции. Более того, экспорт в данном направлении украинских товаров, особенно относительно наукоемких, находится в зависимости от политической конъюнктуры. Это в свете некоторого охлаждения в российско-украинских отношениях также может вылиться в определенные санкции по отношению к продукции нашей страны.

Таким образом, основные металлоотребляющие отрасли могут уже в недалеком будущем столкнуться с вызовами, которые способны остановить или, по крайней мере, замедлить их рост.Высока вероятность, что это соответствующим образом отразится и на потреблении металлопродукции как в длинномерном, так и в листовом сегментах, замедлив темпы восстановления спроса на металл в Украине.

Максим Рассоха