Экономическая ситуация в Украине в проекции на рынок металла

Уверенный рост в большинстве отраслей экономики Украины, по результатам первого полугодия 2011 года (наряду с инфляционными процессами), позволил значительно сократить реальный дефицит бюджета и посодействовал стабилизации финансового положения страны. Однако высокая степень зависимости украинской экономики от тенденций внешних рынков не позволяет пока с твердой уверенностью смотреть в будущее. В то же время стабилизация финансового положения может поспособствовать более активному развитию строительной отрасли, увеличивая тем самым спрос на длинномерный прокат.

Результаты экономического развития Украины за первое полугодие 2011 г. выглядят достаточно оптимистично. Промышленное производство показало рост на 8,7 % (по сравнению с АППГ), транспортный грузооборот ─ на 10,3 %, сельское хозяйство ─ на 3,2 %, а строительство ─ на все 14,5 %. В то же время необходимо помнить, что данный рост все еще имеет восстановительный характер, а экономика Украины не преодолела в полной мере последствия кризиса трехлетней давности. На рис. 1 приведены показатели указанных выше отраслей за первые полугодия 2009 г., 2010 г. и 2011 г., где за 100 % взят уровень докризисного первого полугодия 2008 г.

Основные индексы хозяйственной деятельности

Рис. 1. Основные индексы хозяйственной деятельности за январь-июнь 2009 г., 2010 г. и 2011 г. За 100 % взят уровень января-июня 2008 г.

Индексы промышленной деятельности

Рис. 2. Индексы промышленной деятельности за январь-июнь 2009 г., 2010 г. и 2011 г. За 100 % взят уровень января-июня 2008 г.

Как видим, только сельское хозяйство без резких потрясений пережило кризис и, понемногу наращивая объемы производства, увеличило их примерно на 10 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Промышленность и транспорт показывают практически идентичную динамику, что неудивительно, учитывая зависимость грузооборота от активности промышленных предприятий. Они вышли на показатель в 82-84 % от докризисного уровня. Наибольший прирост индекса промышленного производства естественным образом наблюдался в тех отраслях, которые наиболее пострадали от кризисных явлений. Среди них: машиностроение, выросшее на 21 % в первом полугодии 2011 г., и металлургия, показавшая рост в 10,2 %. Это позволило им выйти на уровень 75-76 % от докризисных объемов. Высокая динамика восстановления в химической отрасли (18,3 % за январь-июнь 2011 г) позволила ей достичь практически докризисного уровня производства (95 % от аналогичного периода 2008 г.). Такому результату, вероятно, поспособствовали льготные цены на газ для химических предприятий.

Строительство, несмотря на определенные позитивные сдвиги, к сожалению, все еще пребывает в глубоком кризисе, не дотягивая даже до показателей 2009 года (когда «по инерции» завершались ранее начатые проекты, находящиеся в высокой степени готовности). Более того, учитывая то, что значительную долю в оживлении показателей отрасли сыграли реализация работ по подготовке к Евро 2012, ситуация представляется еще более плачевной.

Но как бы там ни было, а преобладают все же позитивные тенденции. Другое дело, что структурных изменений в украинской экономике после кризиса не произошло, а значит, есть шанс еще раз наступить на те же грабли. Они у всех на виду: прямая зависимость основных бюджетообразующих отраслей (металлургии, химии, да и того же сельского хозяйства) от конъюнктуры мировых рынков. Когда цены на сырьевые товары растут, украинская экономика демонстрирует неплохие результаты, а что бывает в случае резких обвалов мировых рынков, наглядно показало второе полугодие 2008 года.

Машиностроение (в число основных потребителей продукции которого входят отечественные металлургические холдинги, бюджетные организации и российские заказчики) связано с состоянием мировых рынков сырья опосредованно, но оттого не менее крепко. Дешевеет металл/нефть ─ уменьшается количество денег в Украине/России. Уменьшается количество денег ─ снижается загрузка машиностроительных предприятий. Таким образом, нынешние положительные тенденции в нашей стране продлятся до первого серьезного обвала на мировых рынках.

Впрочем, экономический рост помог если не решить, то сгладить остро стоявшую в 2009-2010 гг. проблему дефицита госфинансов. Увеличение поступлений в госбюджет за счет налоговых сборов и разгона инфляции параллельно с продажей «Укртелекома» и пролонгацией кредита российского ВТБ еще на полгода позволили правительству чувствовать себя вполне уверенно на протяжении первого полугодия 2011 года и без кредитов МВФ. Второе полугодие, возможно, будет не таким благоприятным, но и в этом случае дефицит государственных финансов по итогам года составит порядка 4 % ВВП. Для сравнения: в 2009 г. подобный показатель превышал 12 %, а в 2010 г. ─ немного не дотянул до 10 % (что вызвало ускоренный рост государственного долга и обоснованные сомнения в перспективах украинской экономики). Именно подобные опасения заставили одного из крупнейших кредиторов Украины ─ МВФ ─ настаивать на проведении структурных реформ (прежде всего, повышения пенсионного возраста, которое уменьшает долгосрочные риски возрастания бюджетного дефицита). Кроме этого, МВФ требует уменьшить еще одну черную дыру украинского бюджета, связанную с финансированием дефицита «Нафтогаза». Для этого требуется повысить цены на газ для населения и коммунальных хозяйств. И если первое условие МВФ, судя по всему, будет выполнено (если только на закон о пенсионной реформе не будет наложено вето), то повышение цен на газ (и, соответственно, коммунальные услуги) украинские власти пытаются отсрочить, опасаясь негативного эффекта от подобных непопулярных решений на грядущих парламентских выборах.

Однако и нынешних успехов в наполняемости бюджета достаточно, чтобы говорить о некоторой финансовой стабилизации, а значит, более уверенно смотреть в будущее, по крайней мере, не опасаясь ускоренного сползания в долговую яму, с все возрастающей стоимостью обслуживания госдолга. Это поспособствовало повышению кредитного рейтинга Украины со стороны ряда международных рейтинговых агентств, что, по идее, должно снизить проценты, под которые наша страна может привлекать денежные ресурсы на международных рынках капитала.

Подобная финансовая стабилизация (в совокупности с до сих пор крайне низкими показателями строительной отрасли) позволяет питать надежду, что объемы строительных работ в дальнейшем будут увеличиваться опережающими темпами по сравнению с другими отраслями экономики. Действительно, тесно связанное с состоянием кредитного сектора строительство может выиграть от вероятного снижения процентных ставок, а общий разогрев экономики создаст спрос на новые объекты недвижимости. Учитывая то, что объемы строительных работ до сих пор остаются практически в два с половиной раза ниже докризисных, высокие проценты роста в данной отрасли вполне вероятны. В то же время сейчас наблюдается некоторое замедление темпов прироста в машиностроении (оно уже во многом восстановило свои объемы производства). Кроме того, проблемы в экономическом развитии России, умноженные на риски политического ограничения потребления украинской продукции (в рамках «стратегии принуждения» к вступлению Украины в Таможенный Союз), могут существенно сузить важный для отечественных машиностроителей восточный рынок. В результате мы можем прогнозировать замедление роста спроса на листовой прокат, использующийся в основном в машиностроении, и активизацию потребления проката длинномерного, находящего применение в строительстве.

Дальнейшие же тенденции развития экономической ситуации в Украине, как уже было сказано выше, всецело зависят от настроений внешних рынков. Так что нам остается надеяться, что предсказываемая многими экономистами вторая волна мирового кризиса разразится не скоро.

Максим Рассоха