Борьба интересов

Украинская металлургия пытается закрепиться на российском рынке стали и проката. Есть ли у нее шансы?

Российский рынок давно привлекает внимание наших металлургов. И причина здесь далеко не в близости «северного соседа» к нашему производителю. Российский рынок стали и проката очень похож на наш – и структурой потребления, и качеством потребляемого продукта. По этой причине наши металлурги вполне уверенно себя чувствуют на рынке «соседа». Металлопрокат Украины является конкурентоспособным на российском рынке стальных полуфабрикатов (рулонный лист, стальная заготовка), сортового и фасонного проката, а также метизов. Но наиболее успешными можно считать позиции наших трубников. Бурное развитие нефтегазового сектора (в основном за счет повышения цен на нефть и газ) способствовало инвестиционному «буму» в отрасли. Как следствие, росли вложения в бурение новых скважин, прокладку трубопроводов от месторождений к новым рынкам сбыта. Все это требовало новых труб… Российские трубные заводы едва справлялись с запросами основных потребителей. Предложение украинских трубопрокатчиков оказалось своевременным и уместным для рынка.

Казалось бы, и тревожится не о чем – потребитель есть, рынок растет. Но на протяжении последних лет Россия активно наращивает выпуск труб и проката внутри страны. По данным Росстата в 2010 году выпуск проката вырос на 12,2 %, труб – более чем на 15 %, чугуна – на 2,8 %. И все же, пока что производимых в России труб едва хватает для внутреннего рынка. Это подтверждают и данные по экспорту российских труб: в 2010 году (по сравнению с 2009 годом) Россия сократила экспорт стальных труб на 31,3 % до 802,6 тыс. тонн.

В целом 2011 год (на фоне общей эйфории нефтегазового сектора) обещает быть успешным для трубников. Так может нам не нужно тревожиться? Ведь места на растущем рынке хватит всем (по оценкам экспертов, в 2011 году российский рынок труб вырастет на 10-12 % в натуральном измерении). Но поставки в РФ украинской трубы не слишком-то радуют россиян. Причин тому несколько:

  • сравнительно низкая стоимость украинских труб позволяет нашим производителям без проблем конкурировать с российскими;
  • высокое качество труб украинского производства служит для нас весомым конкурентным фактором;
  • по оперативности изготовления и доставки крупных партий товара украинские производители опережают российских.

Как видим, по конкурентоспособности украинские трубники превосходят российских производителей, но отдавать полностью свой рынок в руки соседа Россия по понятным причинам не будет. Впрочем, совсем отказываться от украинской трубы она тоже не намерена – под угрозой срыва окажутся многие инфраструктурные проекты. Сохранить баланс интересов РФ помогают ограничительные квоты на импорт. Их введение на 2011 год не заставило себя долго ждать.

30 декабря 2010 года Минэкономразвития и торговли Украины и Министерство экономического развития и торговли России пришли к соглашению о квоте на беспошлинные поставки украинских труб в Россию в размере 300 тыс. тонн (на 2011 год). В соглашении Россия в очередной раз продемонстрировала избирательность в вопросе квотирования по отношению к украинским производителям. Квота распространяется преимущественно на заводы группы «Интерпайп». Это и неудивительно, ведь продукция «Интерпайпа» отличается высоким качеством (даже по международным стандартам). И если уж и завозить недостающие трубы в Россию, то только лучшего качества. Но квотированием импорта ограничительные меры не закончились, и уже в начале февраля российское правительство увеличило антидемпинговые пошлины на импорт украинских нефтегазопроводных и горячедеформированных труб диаметром до 820 мм, а также обсадных и насосно-компрессорных труб. Соответствующее распоряжение введено сроком на пять лет (до марта 2016 года) и затрагивает объемы поставок сверх установленных квот (300 тыс. тонн на 2011 год). Пошлины на импорт украинских обсадных труб увеличены с 11,4 % до 18,9 %, насосно-компрессорных труб – с 18,1 % до 19,9 %, нефтегазопроводных и горячедеформированных труб диаметром до 820 мм – с 8,9 % до 37,8 %. В этих действиях российской стороны также видна избирательность по отношению к отдельным украинским производителям (пошлина на нефтегазопроводные и горячедеформированные трубы диаметром до 820 установлена для трех предприятий компании «Интерпайп» в размере 19,4 %, а для Днепропетровского трубного завода и прочих предприятий – она составляет уже 37,8 %).

Позиции наших трубников наиболее устойчивы в сегменте труб большого диаметра. Пока российские производители отстают по качеству и объемам производства, мы можем удовлетворять потребности внутреннего рынка России. Но эта тенденция продлится еще максимум пять лет: российские инвесторы постепенно вводят в строй мощности по производству труб большого диаметра. А пока рынок ежегодно потребляет 1-1,2 млн тонн ТБД (для обновления существующих магистральных нефте- и газопроводов). Это без учета реализации новых проектов (Северный поток, Южный поток и т. д.). На протяжении 2009-2010 гг. проекты по строительству этих трубопроводов были перенесены (либо сокращены в объемах), что привело к отложенному спросу на трубы большого диаметра. Согласно экспертных оценок эта цифра составляет 1-1,5 млн тонн. Так что пока россияне заинтересованы в импорте наших труб.

К сожалению, в долгосрочной перспективе борьба между нашими двумя странами в вопросах производства и потребления металла будет только обостряться. Главная причина – ужесточающаяся конкуренция на мировом рынке и ввод в строй новых производственных мощностей в основных регионах – потребителях металла. Хотя Украина и Россия относятся к «старожилам» мировой горно-металлургической индустрии, в дальнейшем баланс сил обещает резко измениться. Уже сегодня основной тон в производстве и потреблении металла задают страны Юго-Восточной Азии. А пока изменения не приобрели глобальный характер, и Россия, и Украина пытаются «укрепиться» на территории своего соседа, прибегая для этого к самым изощренным способам.

Помимо трубного противостояния, вскоре мы с большой долей вероятности станем невольными свидетелями «торговой войны» на рынке арматурного проката. Его инициатором выступает мощное лобби российских производителей («Евразхолдинг», «Мечел», «Северсталь», Магнитогорский металлургический комбинат), в настоящий момент ведущее активную борьбу за сохранение в 2011 году квоты на поставки украинской арматуры в РФ в объеме прошедшего года (на 2010 год была установлена квота в размере 400 тыс. тонн). Поставки, превышающие размер квоты, по  предложению вышеперечисленных российских производителей должны облагаться специальной антидемпинговой пошлиной, о масштабах которой несложно догадаться: вероятнее всего, ее уровень будет превышать 20 %. Этого вполне достаточно, чтобы сделать поставки украинской арматуры на российский рынок, мягко говоря, малорентабельными. Но и озвученная цифра может быть не окончательной: при необходимости ее уровень может быть легко поднят до 30 %.

Возможное ограничение поставок арматуры в Россию затрагивает интересы двух украинских металлургических гигантов – «Метинвест Холдинг» и «АрселорМиттал Кривой Рог». Именно между этими производителями равномерно распределен экспорт арматуры в Россию – 51 % приходится на «Арселор» и 49 % – на «Метинвест Холдинг» (по данным 2010 года).

Но поскольку российское правительство уже не раз доказывало свою приверженность к проведению избирательной политики по отношению к импортерам, в дальнейшем это соотношение вполне может измениться. На выбор россиян может повлиять как мощное лобби «Метинвеста» в нынешнем украинском правительстве, так и наличие у него дополнительных козырей в виде пророссийской политики. Это не исключает того, что в недолгом будущем ключевым импортером арматуры на российский рынок станет «Метинвест».

Ограничения на импорт стали и проката на российский рынок вскоре затронут и другие виды металла. К примеру, совсем недавно Министерство промышленности и торговли РФ уведомило о начале антидемпингового расследования в отношении металлопроката, ввозимого на ее территорию из Китайской народной республики. Объектом расследования стал холоднокатаный прокат с полимерным покрытием и холоднокатаный оцинкованный прокат с полимерным покрытием. Данное расследование начато по заявлению крупнейших российских металлургов (во главе с ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»). Та же участь вполне может постичь наших производителей горяче- и холоднокатаного листа, а также листа с оцинкованным покрытием. Это значит, что «под удар» могут попасть ОАО «Запорожсталь» и ММК им. Ильича. В этом случае ограничение поставок может оказаться весьма болезненным, ведь за последние несколько лет Украина и так уже практически утратила турецкий рынок листового проката. Возможное сокращение экспорта в сегменте плоского проката способно поставить некоторые украинские предприятия на грань выживания.

Похоже, что ограничения на импорт труб и проката в РФ в дальнейшем будут только прогрессировать. А потому главной целью для наших металлургов должно стать не желание занять лидирующие экспортные позиции, а стремление закрепиться на российском рынке, найти там своего потребителя. На фоне некоторого оживления деловой активности в металлопотребляющих отраслях и реализации некоторых громких проектов (прежде всего – «Сочи-2014» и «Чемпионат мира по футболу 2018») у отечественного производителя появляется реальная возможность увеличения поставок труб и проката. Главным при этом для украинских металлургов является сохранение и преумножение своих конкурентных преимуществ – высокого качества, приемлемых цен, оперативности поставок и, конечно же, разумного «баланса интересов» в украинско-российских отношениях.

Дмитрий Ткалич

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
Image CAPTCHA
Введите символы, изображенные на картинке.