Баланс спроса и предложения металла на внутреннем рынке

Его влияние на цены в перспективе

С наступлением осеннего периода внутренний рынок металла в Украине традиционно ощущает давление цен. Приближение холодов ограничивает возможности использования металла в некоторых отраслях (в первую очередь в строительстве и жилищно-коммунальной сфере). В то же время производитель, понимая всю «бесперспективность» снижения отпускных цен, старается их удержать (а в некоторых случаях и искусственно повысить). Заложниками положения, как ни крути, становятся металлотрейдеры, для которых зимний период сулит снижение продаж. При этом не исключаются возможные потери от снижения стоимости товара на складах, что опять-таки не добавляет металлотрейдерам оптимизма.

В ноябре текущего года на внутреннем рынке металла сохраняется неопределенность, характеризующаяся небольшим размером заказов и вялотекущим спросом, повышающимся по мере реализации отдельных региональных проектов. Добавим к этому запредельный уровень цен на прокат, которые с нынешним уровнем доходности бизнеса становятся просто непосильными для большинства компаний.

Многие из трейдеров, приближенных к предприятиям-производителям, поговаривают о необходимости понижательной коррекции цен на рынке: не секрет, что наши производители через собственные сбытовые структуры (сервисные металлоцентры) пытаются удержать внутренние цены на максимальном уровне. Ценовые колебания на протяжении весеннее-летнего периода имели спекулятивный характер, не подкрепленный реальным спросом. Горно-металлургический комплекс, занимая первенство в гонке за прибылью, так и не отважился на поиск разумного компромисса с потребителями. Имея стабильный спрос на внешних рынках (где конкуренция за последние два года только усилилась), металлурги сдвинули планы по развитию рынка внутреннего до более благоприятных времен. Отечественным металлотрейдерам ничего не остается, как только следовать рыночной коньюнктуре, для которой, к сожалению, внутренний рынок малопривлекателен.

Сокращение потребления металла (в зимний период) неминуемо. Это, в краткосрочной перспективе, значит, что Украине следует ожидать снижения цен на металл.  Причем коррекция может оказаться более чем существенной – от 5 до 15 %. Но возможно ли сохранение этих цен в следующем маркетинговом году (для металлоторговли он начинается в апреле и длится по ноябрь)? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, слишком много факторов влияет на рыночные процессы. Возьмем, к примеру, внутреннее потребление. Его рост вполне способен спровоцировать повышение цен (причем как со стороны производителей, так и со стороны трейдеров), но давайте рассудим трезво: какие же причины могут «расшевелить» вялотекущий спрос на  металлопродукцию? Рассмотрим их по порядку.

  • Строительство

    Реализация новых строительных проектов в условиях отсутствия платежеспособного спроса бессмысленна. Да, на рынок возвращается кредитование. Может быть, ставки по кредитам вскоре приобретут вполне «разумный» вид. Но в условиях неопределенности и высокого уровня безработицы наши граждане далеко не в первую очередь думают об улучшении жилищных условий. Их взоры обращены на решение проблем с питанием, нормализацию условий быта и, наконец, поддержание здоровья. Поэтому фактор отложенного спроса на жилье в нашем случае не срабатывает. Строители это хорошо понимают, поэтому стараются в первую очередь «довести до ума» и сдать объекты с высокой степенью готовности. Все объекты с начальным уровнем готовности (вырыт котлован, залит фундамент или возведено несколько этажей) будут ждать до лучших времен, а о возведении новых жилых объектов пока что и речи быть не может. Аналогичная ситуация отмечается в коммерческой и офисной недвижимости. По последним данным риэлторов, в городах-миллионниках (включая г. Киев) незанятыми остаются от 10 до 40 % коммерческих площадей. Они хоть сейчас готовы генерировать доход от сдачи в аренду или коммерческого использования, но спроса на них нет.

  • Машиностроение

    Сектор весьма перспективный с точки зрения потребления металла, но обладающий своей спецификой. Первое – это требования к качеству потребляемого им проката, а в этой области наш металл нельзя даже сравнивать с зарубежным. Прокат украинского происхождения применим далеко не во всех технологических сборках.

    Перспективы машиностроительной отрасли, прежде всего, напрямую связаны с госзакупками и «экспортным потенциалом» ряда производителей. В этом вопросе немалую роль играет улучшение отношений с Россией, что, бесспорно, способствовало бы росту объемов отечественного машиностроения. К примеру, НПО им. Фрунзе (г. Сумы) имеет неплохие шансы на увеличение поставок газоперекачивающего оборудования для российских газовых монополий. То же самое можно сказать и о наших вагоностроителях (Азовмаш, Лугансктепловоз, Кременчугский вагоностроительный завод, Днепровагонмаш). Их успешная работа является следствием того, что сегодня позиции этих предприятий на российском рынке грузового и пассажирского транспорта прочны, как никогда. В целом машиностроительный сектор Украины в 2011 году сможет показать рост только за счет собственных госзаказов и заказов «дружественного» северного соседа. Наши крупные предприятия и корпорации в условиях неопределенности и падения доходов будут весьма осторожно инвестировать в обновление оборудования и техники.

  • Судостроение и авиастроение

    Считающиеся во всем мире наиболее перспективными, в нашей стране эти отрасли находятся в упадке.  Имеющийся научно-технический потенциал и научные достижения в области судо- и авиастроения остаются невостребованными по причине низкого спроса на продукцию отрасли. Внутренние потребители еще не готовы инвестировать в расширение парка самолетов и водных судов, поэтому перспективы развития этих отраслей пока что напрямую зависят от экспорта. А здесь приобретают решающее значение наши традиционные проблемы – срыв сроков поставок, отсутствие надлежащего уровня качества и отлаженного послепродажного обслуживания. Из-за этих недостатков обеспечить поток заказов из-за рубежа становится проблематично. Тем не менее, наши судостроители и «авиаторы» имеют шансы на возрождение производства. Все что для этого нужно – льготный режим налогообложения (кстати в новом проекте «Налогового кодекса он предусматривается) и готовность  предоставлять государственные кредиты для развития отрасли. Все остальное (научно-технический потенциал, производственное оборудование и технологии) у нас есть. К тому же, развитием авиастроения и судостроения в Украине заинтересовалась Россия. Учитывая, что многие наши предприятия интегрированы с российскими, объединение усилий в этих стратегически важных отраслях пойдет на пользу обеим странам.

  • ЕВРО 2012

    Перспективы этого общенационального проекта для развития внутреннего рынка металла Украины явно преувеличены. Тем более в контексте будущего, 2011 года. Многие из инфраструктурных проектов к Евро 2012 (стадионы, аэропорты, гостиницы и пр.) уже практически завершены (во всяком случае, большая часть строительных работ, для осуществления которых нужен металл, уже завершена). Дальше пойдут в ход отделочные материалы и прокладка коммуникаций. Появление новых проектов маловероятно, так как до финальной части еврочемпионата осталось не так уж много времени (чуть более полутора лет). Рассчитывать можно только на строительство дорог и обновление железнодорожного парка пассажирских вагонов, а также – коммунального автотранспорта городов, принимающих чемпионат (большинство из принимающих ЕВРО 2012 городов уже высказали вполне конкретные пожелания по закупке автотранспорта для своих коммунальных предприятий).

  • Общенациональные инфраструктурные проекты

    К ним можно отнести планируемую зимнюю «карпатскую» олимпиаду, проект по увеличению пропускной способности морских портов, реформированию жилищно-коммунальной сферы и многие другие. Общим сдерживающим фактором для всех этих проектов является отсутствие средств для их реализации. Подумайте сами: в 2010 году реальный дефицит бюджета достиг 10 %, а 2011-й бюджетный год также обещает быть дефицитным. Следовательно, финансовое участие государства в этих проектах если и будет, то сведется к символическому минимуму. Еще один путь – реализация проектов на условиях частно-государственного партнерства (того, что сейчас пропагандирует власть). Звучит это конечно неплохо, но механизмов реализации такого партнерства пока не выработано. Интерес крупных иностранных и отечественных инвесторов к подобным проектам в ближайшее время вряд ли появится. В настоящее время их капиталы направлены на краткосрочные спекулятивные рынки (акции, сырье, драгоценные металлы). В нашем же случае требуются вложения средств на долгие годы. Да и степень доходности этих проектов остается под большим вопросом.

Таким образом, можно прогнозировать, что в следующем году внутренний спрос на металл задержится на минимально низком уровне. Вполне возможно, мы увидим разве что небольшой рост потребления в летний период (это вполне закономерно для рынка). Невзирая на вялотекущий спрос, цены на металл в 2011 году могут оказаться более динамичными, и главная причина этого кроется в поведении внешних рынков. Огромные вливания денежных масс со стороны центральных банков ведущих стран и, прежде всего, – США (только по последним данным американцы планируют на протяжении полугода ежемесячно вливать на рынок дополнительно до $75 млрд) могут спровоцировать рост цен на сырьевых рынках. Производители мирового рынка железорудного сырья и кокса не упустят шанса задрать и без того взвинченные цены на свою продукцию. Следовательно, избежать роста себестоимости производства металла не удастся. И это только начало: далее последует рост цен на металл, чем непременно воспользуются и наши отечественные производители. Как мы знаем, вслед за мировыми начинают подниматься и цены внутреннего рынка. Конечно, рост цен на металл (учитывая слабый спрос на него в 2011 году) может оказаться не таким уж высоким, но сама вероятность повышения расценок вполне закономерна.

Дмитрий Ткалич