Обзор рынка длинномерного проката

На украинском рынке длинномерного проката похоже наступает стабилизация. Резкое повышение цен в начале апреля сменился более плавным, но не менее уверенным подъемом расценок в мае. Однако к началу июня цены, судя по всему, достигли высшей точки, после которой, учитывая нерадостную для металлургов картину на внешних рынках, вполне возможно последует некоторый откат цен назад (или, по крайней мере, фиксация их на нынешнем уровне).

Как следует из рис. 1, «застрельщиком» повышения цен в длинномерном сегменте традиционно выступила арматура. Как наиболее экспортноориентированный вид проката, она чутко реагирует на изменение внешних рынков. Оседлав резкий повышательный тренд, характерный для мирового рынка в марте-апреле (рис. 2), арматура сумела прибавить за последние два месяца 1400 грн/т. Впечатляющий результат по сравнению с тяжелой на подъем балкой, подорожавшей всего на 450 грн/т. Да и уголок со швеллером росли медленнее – на 1000 грн/т.

Причину резкого взлета мировых цен на металл в начале апреля мы неоднократно рассматривали – увеличение себестоимости в результате повышения цен на руду создало для этого фундаментальные предпосылки. Сыграл свою роль и механизм отложенного спроса – все кинулись пополнять истощившиеся запасы, пока не стало еще дороже. Последний фактор был особенно заметен на  ближневосточном рынке длинномерного проката, основного региона сбыта для украинских металлургов.

Внезапно возникший дефицит арматуры спровоцировал бешеную гонку цен – рост в 200 $/т в месяц говорит сам за себя. Потребители, хоть и негодуя, приняли подобное подорожание. Учитывая высокую степень монополизации рынка арматуры в Украине, компания «Арселор Миттал Кривой Рог», которая играет первую скрипку в поставках продукции на внутренний рынок, смогла оперативно провести повышение цен в соответствии с вновь сложившейся обстановкой на рынках внешних.

Динамика расценок украинского рынка в сегменте длинномерного проката

Рис. 1. Динамика расценок украинского рынка в сегменте длинномерного проката (цены приведены для партии металла массой 5т, с НДС)

Сравнительная динамика экспортных расценок украинских производителей, цен рынка Ближнего Востока и внутренних цен на арматуру

Рис. 2. Сравнительная динамика экспортных расценок украинских производителей, цен рынка Ближнего Востока и внутренних цен на арматуру

Уголок, балка и швеллер, которые в большей степени завязаны на внутреннее потребление, подорожали не столь стремительно, что и неудивительно – строительство, основной потребитель длинномерного проката, пока чувствует себя не очень хорошо, показывая падение даже к прошлому, кризисному году.

На внешних рынках самое интересное началось где-то с середины апреля. Металлурги (в том числе и украинские) как следует «раскочегарились» и начали поставлять длинномерный прокат в объемах, которых требовал рынок Ближнего Востока во время ажиотажного спроса. Все бы хорошо, но спрос этот на то и был ажиотажным, чтобы, насытив «закрома» трейдеров, раствориться подобно миражу. Вместо вожделенных оазисов активного потребления металлурги уткнулись в верблюжью колючку полного отсутствия спроса на импортную продукцию, подтверждая своим примером высокую мудрость того персонажа из анекдота, который просил Золотую рыбку сделать его таким же умным сейчас, как его жена потом. В результате острой конкурентной борьбы расценки на длинномерный прокат начали падать лишь чуть менее стремительно по сравнению с темпами недавнего роста. После краткосрочной стабилизации в начале мая, обвал продолжился. Теперь в игру вступили китайцы. Очередное ограничение кредитования затормозило потребление металла в Поднебесной, а тамошние металлурги (как и их западные коллеги) приняли повышение цен за сигнал об увеличении производства. За это они и поплатились, распродавая теперь излишки практически по себестоимости (а то и ниже). Подчеркнем, проблемой стала не цена металла. Она и сейчас, в начале лета на внутренних рынках стран Ближнего Востока держится на достаточно высоком уровне полуторамесячной давности. Проблема – в объемах, которые были произведены, но оказались никому не нужными. В такой ситуации потребители воздерживаются от закупок, выжидая еще более выгодных предложений.

Чего же ждать в дальнейшем? Пессимисты уверены – активный спрос на длинномерный прокат не возобновится до начала осени. Мол, на ближайшие месяц-другой ближневосточные трейдеры металлом запаслись, дальше начнется Рамадан, когда правоверным мусульманам не до строек. В Юго-Восточной Азии грядет сезон муссонов, также ограничивающий потребление строительством длинномерного проката. А проблемы в зоне евро сейчас обговаривают все кому не лень.

В то же время, нынешний уровень цен не может держаться долго, поскольку грядущее увеличение стоимости руды для азиатских производителей никто не отменял. То есть, себестоимость будет только расти, несмотря на то, что и сейчас она достаточно высока для многих производителей. Это делает убыточным продажу металла по сложившимся ценам.

При обосновании весеннего взлета цен на металл много говорилось о необходимости компенсировать рост затрат на сырье, который составил порядка 150 $/т. Эти 150 $/т приплюсовывались к уровню цен, сформировавшемуся в феврале, в надежде получить ориентир для грядущего уровня расценок. Уровень этот был взят и даже превзойден (на некоторое время). Однако для оценки глубины ямы, в которую сейчас валится рынок металла, попробуем зайти с другого конца. Февральский уровень цен сам по себе был достаточно нестабилен, многие считали его завышенным, и если бы не рост цен на руду, то вполне возможно нас бы ждала коррекция уже в марте.  Нынешняя же ситуация очень напоминает положение на рынке металла полугодом ранее – избыток предложения тогда также заставлял производителей демпинговать. Нижняя точка была достигнута рынком к середине ноября, на уровне 470 $/т CFR (Ближний Восток). После этого рынок качнулся вверх, выйдя на уровень в 500 $/т, который в целом соответствовал себестоимости производства. Рискнем экстраполировать полугодичной давности историю на нынешние реалии с учетом нового уровня цен на сырье. 470+150 = 620 $/т, 500+150 = 650 $/т. То есть точка «замерзания» нынешней тенденции должна быть на уровне 620 $/т, с последующим выходом на 650 $/т по мере активизации спроса. Как видим, эту гипотетическую точку рынок, в своем стремлении к понижению расценок, уже пробил. Однако, скорее всего это означает близость окончания спада и начала отскока на более высокие ценовые уровни, как и полугодом ранее. «Программа минимум» на ближайшие два месяца – 650 $/т. С учетом удорожания сырья в третьем квартале, к концу лета расценки, возможно, вернутся на уровень в 700 $/т. Оговоримся, что подобные рассуждения применимы при сохранении в мировой экономике нынешнего положения дел. Если же всерьез начнется вторая волна кризиса, о которой сейчас опять заговорили, то ни о каком росте, понятное дело, не может быть и речи.

Для внутреннего рынка нынешняя ситуация означает как минимум стабилизацию расценок на достигнутом уровне. Действительно, разница между ценами внешнего и внутреннего рынка составляет  100 $/т в пользу последнего. Китайские металлурги интенсивно рыщут по всему миру в надежде сбыть излишки, то есть дальнейший рост цен в Украине представляется маловероятным. Если период низких цен (примерно на нынешнем уровне) на внешних рынках затянется, украинский рынок также будет потихоньку сползать к более обоснованным расценкам, как это мы наблюдали всю осень 2009 года. В случае же относительно быстрого, в течение месяца, выхода внешних цен на уровень 650 $/т, расценки внутреннего рынка, скорее всего, понижаться не будут.

Максим Рассоха

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
k
V
U
H
Введите код, указанный выше без пробелов и с соблюдением регистра